Российский рубль с начала 2024 года укрепился к доллару США на 1,8%. Есть мнение, что это заслуга высокой ключевой ставки Банка России. Для прояснения вопроса имеет смысл взглянуть на другие валюты мира, которые поднялись к американской денежной единице, пишет Telegram-канал «Чёрный лебедь».
Таких валют не так уж и много. Например, южноафриканский рэнд. Он вырос на 0,57% при реальной процентной ставке в ЮАР на уровне 3,1%. В России же аналогичный показатель, то есть с учётом инфляции, составляет значительно бо́льшую величину – 7,4%. Или британский фунт стерлингов: он также взял верх над долларом США (+1,6%), хотя реальная процентная ставка в Великобритании составляет всего лишь 3,3%.
В целом, в мире наблюдается ослабление большинства валют к доллару США. Девальвировался швейцарский франк, потерявший с начала года 5,4% своей стоимости по отношению к американской валюте. Лидерами снижения стали бразильский реал (-13%), аргентинское песо (-12,7%), турецкая лира (-10,3%) и японская иена (-10,2%).
Пока доллар США остаётся в центре мировой финансовой системы, большая часть стран мира через девальвацию своих валют де-факто оплачивает долги американской экономики. Все наиболее потерявшие к доллару США валюты относятся к странам, у которых есть экспортоориентированность экономик.
А это значит, что при слабой своей валюте страны делятся частью прибыли с ключевым импортёром в мире — в США, а также переплачивают за ввозимые американские товары. Более того, поскольку большинство торгуемых в мире товаров имеют долларовый бенчмарк, то чек за оплату участия в глобальной торговле ещё больше вырастает, а деньги в большей степени в итоге перекочевывают в США.
В России рубль укрепляется, и вроде есть повод радоваться. Ан нет, звучат голоса, что экономике нужен более слабая валюта. Объяснения этому даются одни и те же, только есть вопрос: если это так выгодно экономике, то почему всё же мы имеем тогда не самые высокие темпы роста ВВП? Или нужно девальвировать больше рубль, чтобы получить больший прирост в экономике?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На самом деле, долгосрочно на слабой национальной валюте сложно обеспечить устойчивый экономический рост. Устойчивость означает автономность, то есть когда экономика способна давать уверенный прирост вне зависимости от того, сколько экспортных товаров из неё покупают и какой объём импорта.
Собственно говоря, что мы и видим в США. Страна закупает больше, чем отдаёт в мир, но от этого и так крупнейшая экономика в мире демонстрирует прирост. И доллар США не падает в стоимости, а теряют валюты, которые наращивают экспорт.
Всё это говорит о том, что основой жизнедеятельности российской экономики должен быть внутренний спрос. Он должен определять её динамику, а не экспортно-импортный баланс. Тогда и никакие санкции будут не страшны. А что для этого нужно? Доступное финансирование, в том числе через недорогие банковские кредиты. Но этого у нас сейчас практически нет.
Комментарии читателей (0):