Приподнялась завеса тумана над планами после выборов Дональда Трампа, в случае победы, разумеется. Шансы на победу у него, однако, велики, особенно после выигрыша дебатов у Джо Байдена и вердикта Верховного суда США о его иммунитете с последующим переносом судебного вердикта на сентябрь, когда Трамп будет уже официальным кандидатом. Издание Politico опубликовало подробную аналитику, основанную на разговорах, в том числе на условиях анонимности, с функционерами республиканской партии, близкими к Трампу, включая тех, что занимали посты в его первой администрации. Из материала следует, что Трамп намерен переложить основное бремя содержания НАТО на Европу, достигнув компромисса с Россией по Украине, и перенести упор американской внешней и военной политики в АТР. Подтекстом, в русле приобретения союзниками США «стратегического мышления», идёт тема «радикальной переориентации» НАТО с превращением его в глобальный альянс.
Кирон Скиннер (бывший шеф отдела политического планирования Госдепа при госсекретаре Майке Помпео):
"НАТО может внести значительный вклад на Атлантическом и Индо-Тихоокеанском театрах [военных действий]. Но нам необходимо больше стратегического мышления с обеих сторон".
По сути – внимание! - это продолжение «политики альянсов», провозглашенной Байденом, преемственность с достижением целей которой видна невооруженным глазом. Упоминаемый ИТР – Индо-Тихоокеанский регион это интеллектуальный конструкт, не подкреплённый существующими геополитическими реалиями, но рассчитанный на соединение ТВД Европы и АТР «дугой анаконды» по южным морям, обеспечивающей коммуникации и контроль над ними за западным альянсом во главе с США. Сам факт такой преемственности дополнительно подогревает интерес к внешнеполитическому разделу «Проекта-2025» - программы Трампа на второй срок, подготовленной, как следует из материала, Кевином Робертсом из консервативного Heritage Foundation (организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры) (надо полагать, это главный стратег Трампа) и Расселом Воутом, возглавляющим подготовку к национальному конвенту (съезду) республиканцев. С учётом той ведущей роли, которую он занимает в окружении Трампа, не исключается его назначение советником по вопросам национальной безопасности.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Другим указанием на «глубинную» преемственность служит оправдывающий нажим Трампа на Европу тезис о том, что:
"Европейцам необходимо развивать трансграничную оборонную промышленность, а не национальную, чтобы повысить эффективность и потенциал и выполнить все еще невыполненное обещание значительно расширить силы быстрого реагирования НАТО с 40 тыс. до примерно 300 тыс. военнослужащих".
Как видим, речь идёт о не просто о «трансграничной» НАТО, но и о едином ВПК для Европы. Причём, имеется мягкий намёк на фронду европейской части руководства альянса во главе с Йенсом Столтенбергом, считающим, что «американцы должны быть удовлетворены тем, что европейская оборона помогает поддерживать оборонную промышленность США». Трамп – не удовлетворён, это очевидно.
«Проект-2025» содержит два основных направления трансформации НАТО. Во-первых, речь идёт о том, что сохраняя стратегическую мощь – базы в Германии, ВВС и ВМС, США, как заявил советник Трампа Дэн Колдуэлл, «значительно и существенно сократят роль в сфере [сухопутной, континентальной] безопасности». Формирование мотопехотных, танковых и артиллерийских частей и соединений, а также войскового тыла отводится европейцам. Во-вторых, в НАТО вводится двухуровневая система, в рамках которой участники делятся на тех, кто выполняет требование саммита альянса в Уэльсе в 2014 году о 2% ВВП на военные расходы и «бездельников» и «безбилетников», которые не смогут рассчитывать на полноценную защиту альянса. Подчеркивается, что формулировки знаменитой 5-й статьи настолько гибкие, расплывчатые, что не содержат императивного основания для вступления в войну именно всех. Как их трактовать, Трамп по понятным причинам оставит за собой.
В статье приводится сравнительный анализ военных расходов. В отличие от США, которые тратят на военные нужды 3,5% ВВП – и это составляет 68% всех расходов НАТО, восемь членов альянса из 31-го, включая Германию, до сих пор не выполнили решение десятилетней давности по 2%. И это возмущает американских военных. Приводятся мнения генерал-лейтенанта Кита Келлога, требующего «снять с оборонительного довольствия» тех, кто не платит, а также действующего главкома НАТО в Европе генерала Криса Каволи, считающего 2% нижним порогом, который необходимо поднять до уровня США в 3,5%, и поощряющего соответствующие амбиции министра обороны ФРГ Бориса Писториуса. Таким образом, из новой структуры НАТО, предложенной Трампом, следует, что под прикрытием передачи финансовой ответственности за содержание НАТО Европе, США поощряют создание по сути европейской армии вне НАТО, чтобы высвободить свои силы для операций на других ТВД, прежде всего в АТР. Подчёркивается антироссийский вектор европейской военной интеграции, наиболее яркими примерами которого в материале приводятся:
Элбридж Колби (разработчик Стратегии национальной обороны при Трампе в должности заместителя помощника главы Пентагона по стратегии и развитию вооруженных сил):
"Им необходимо создать боеспособные силы, чтобы противостоять российскому нападению, как сейчас…"
Эдгарс Ринкевичс, президент Латвии:
"Russia delenda est! (парафраз известного «Carthago delenda est» - «Карфаген должен быть разрушен»)".
Именно и только с этой точки зрения и можно рассматривать возможные «компромиссные» предложения по Украине Трампа, который, назвав недавнюю «формулу Путина» - мирную инициативу президента России Владимира Путина «неприемлемой», тем не менее, заявил, что эта война «вообще не должна была начаться». С одной стороны, Трамп, как утверждается в материале, признает ошибочность восточного расширения НАТО и готов пообещать Путину официально его остановить, отказавшись от принятия в альянс Украины и других новых членов. Более того, Трамп не видит Украину в НАТО, и в материале подчеркивается, что эти настроения разделяются частью европейских лидеров. С другой стороны, во-первых, по словам упомянутого Колби, «НАТО уже расширилась далеко за пределы того, что нужно для антигегемонистской коалиции [против России]». И США «не могут сломать копье в Европе против русских, когда …китайцы и русские сотрудничают, а китайцы представляют собой более опасную и значительную угрозу». Во-вторых, приводится мнение анонимного, высокопоставленного европейского дипломата, считающего, что Китай «может повлиять на военную роль, которую США смогут сыграть в защите Европы. На два театра может не хватить вместимости».
Что конкретно, если судить по материалу в Politico, готов предложить России Трамп? По свидетельству двух анонимных экспертов из его команды:
"Быстрое разрешение украинского конфликта …сыграет ключевую роль в планах Трампа относительно НАТО. [Трамп] обдумывает сделку, в соответствии с которой НАТО обязуется прекратить дальнейшее расширение на Восток - особенно в Украину и Грузию - и ведёт переговоры с президентом России Владимиром Путиным о том, какую часть украинской территории Москва может сохранить за собой".
Что это означает? Две стороны – тактика и стратегия. С точки зрения тактических интересов, в том числе электоральных, команда возможного победителя ноябрьских выборов возможно рассчитывает спровоцировать динамику эскалации конфликта и – одно из двух – либо навредить Байдену, если динамика для ВСУ будет провальной, либо, если получится подобие успеха, получить затем более сильные переговорные позиции. Однозначный вывод – только о том, что Трамп готов отбросить дешевое фиглярство нынешней администрации, «стеснительно» не признающей себя стороной конфликта, и напрямую вести переговоры с Москвой.
Стратегическая сторона намного более сложна потому, что Трамп с его одним оставшимся сроком, видимо, заручился «глубинной» поддержкой ровно в пределах той компетенции и функции, которая ему отведена, и за горизонт своего четырёхлетия он не заглядывает. Между тем, нас-то интересует именно это. «Компромисс», контуры которого очерчены Politico, находит исторический аналог в виде пакта Молотова – Риббентропа, который не разрешил противоречий, а лишь отодвинул горячую фазу их разрешения. Формирование коалиций, которым, как выяснилось, Трамп так же не чужд, как и Байден, с глобальным охватом, вызывающим к жизни уже нашу, евразийскую военно-политическую консолидацию – это всё явные и исторически доказанные признаки приближения мировой войны. Это не значит, что с Трампом не нужно разговаривать, или что нам не нужна мирная передышка. Нужна! Но следует понимать, как говорил один крупный немецкий военный теоретик, что отсрочка решающей схватки обычно происходит в интересах противника, который такую передышку тоже получает. Не считаем, что вправе раздавать советы: эксперт полагает там, где Генштаб располагает. Однако представляется, что определённые перемены на линии фронта к американскому часу X не только приблизят «второе пришествие» относительно вменяемого Трампа, но и самого его сделают более сговорчивым.
Комментарии читателей (0):