Заявления руководства страны в рамках состоявшегося в июне Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) еще подтвердили, что развитие арктической зоны и Северного морского пути (СМП) остаются ключевыми приоритетами для российской экономики. Российские интересы в Арктике сосредоточены в нескольких областях. Во-первых, это экономика, ведь регион обеспечивает около 15% ВВП, имея возможности существенно повысить данный показатель в системе народного хозяйства нашей страны. Во-вторых, это вопросы безопасности. В Арктике расположены предприятия оборонной промышленности, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры, кроме того, государственная граница России на протяжении более 20 тысяч километров проходит по Северному Ледовитому океану. Не менее важными, хотя и менее критичными для безопасности страны, являются научные и природоохранные интересы.
Президент России, выступая на ПМЭФ-2024, сообщил о формировании в Госсовете комиссии по развитию арктических регионов России и Северного морского пути:
«Востребованной глобальной артерией становится Северный морской путь. В прошлом году по нему прошло 36 млн тонн грузов, а в перспективе перевозки могут превысить 150 млн тонн. Для этого мы продолжим развивать инфраструктуру Севморпути, строить транспортные подходы к арктическим портам. Особая роль в этой работе отводится руководителям наших северных субъектов Федерации. В этой связи сформируем в рамках Госсовета комиссию по развитию арктических регионов и Северного морского пути».
Создание такой комиссии консолидирует работу сразу нескольких организаций, курирующих вопросы развития Арктики: Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития России), Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, Государственная комиссии по вопросам развития Арктики, Главное управление Северного морского пути государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», «Роскосмос», «Росгидромет», а также Арктический совет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Всего по СМП в 2023 году было перевезено 36,2 млн тонн груза. Это существенно больше, чем в 2022-м и в предыдущие годы, – даже в несколько раз больше пиковых значений советского времени. Важно отметить, что из этих 36 млн свыше двух млн тонн – транзитный груз. Здесь и раскрывается транзитный потенциал СМП, о котором так много говорили.
Транзитная составляющая Северного морского пути, по некоторым оценкам, может стать вторым по размерам источником дохода для российской Арктики после добычи природных ресурсов. Данная совокупность перспективных и действующих проектов и дает возможность быть уверенным в том, что текущая и перспективная деятельность в Арктике – это по-настоящему безальтернативный путь развития российской экономики.
Арктический план
На следующий год, в соответствии с прогнозными оценками Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, объем грузоперевозок должен составить 72 млн тонн. В 2030-м показатель достигнет уже 150 млн, а в 2035-м – перевалит за отметку в 200 млн тонн. Очевидно, что реализация таких амбициозных планов по достижению целевого грузопотока по СМП требует создания современного сверхмощного флота, развития инфраструктуры на всей протяженности трассы, прокладки высокоширотных трассы коммуникаций, а также проведению работ по дноуглублению портов и подходных каналов.
Так, по оценкам Росатома, для обеспечения данных планов по развитию СМП, потребность во флоте оценивается на уровне 75-80 судов ледового класса различного назначения.
Нельзя забывать и о таком проекте, как Северный широтный ход, который в настоящее время также во многом определяется развитием Северного морского пути и предполагает создание железнодорожных подходов и подъездных дорог к портам на арктическом побережье для вывоза и подвоза грузов и продукции минерально-сырьевого комплекса.
Ожидается, что к 2030 году в морские арктические проекты, так или иначе связанные с СМП, будет вложено около 19,5 триллиона рублей. При этом большую часть средств составят частные инвестиции, что очень важно. А налоговые отчисления от деятельности резидентов прогнозируются на уровне 21 триллиона рублей.
Принятые решения на ПМЭФ – очередное свидетельство стратегического подхода руководства страны к освоению Арктики. Важно, что поручения президента России направлены не только на развитие промышленности и инфраструктуры, но также носят и ярко выраженный социальный характер. Освоение Арктики не может определяться одними лишь законами рынка. Ни один из проектов не должен рассматриваться в отрыве от решения социально-экономических проблем развития территории
Все это, вероятно, ускорит и долгожданный процесс газификации ряда арктических регионов. Газификация станет экономическим стимулом для создания новых видов производств и модернизации существующих предприятий, значительному снижению себестоимости выпускаемой продукции и, как следствие, будет способствовать общему экономическому развитию регионов. Именно промышленность определяет технический уровень отраслей народного хозяйства и социальной сферы и именно в промышленности создается основной объем валового внутреннего продукта страны.
Алексей Фадеев, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, специально для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):