Есть у русского народа такая поговорка: «Правда глаза колет». Так вот она весьма подходит для характеристики состоявшегося в Санкт-Петербурге диалога президента РФ Владимира Путина с исполнительным директором ведущего японского информационного агентства «Киодо цусин» Тосимицу Саваи на встрече российского лидера с представителями зарубежных СМИ.
Саваи-сан зачитал заранее заготовленное обращение-вопрос к Путину, из которого явствует, что применительно к японо-российским отношениям больше всего заботит официальный Токио. По вопросу так называемого «мирного договора» на условиях сдачи Японии русских Курильских островов ничего нового сказано не было. А вот внесённое в число главных проблем опасение японцев по поводу российско-северокорейских отношений свидетельствует о том, что Москва и Пхеньян своей согласованной политикой расширяющегося сотрудничества нажали на весьма болезненные для Токио точки.
Президент Путин убедительно и доходчиво разъяснил представителю японского агентства, что нет никаких оснований обвинять Москву в обрушении политических, дипломатических, торгово-экономических и иных двусторонних отношений, ибо это было сознательно и, прямо скажем, со злобой сделано нынешним русофобским правительством во главе с Фумио Кисидой. Особо важна констатация российским президентом того, что Токио обрушил на нашу страну беспрецедентные «санкции» не столько под давлением США, сколько из своего желания активно участвовать в реализации, можно сказать, доктрины «стратегического поражения» России.
Отвечая на замечание о том, что в случае обещанной поездки президента на южнокурильские острова двусторонние отношения и перспективы переговоров «получат еще больший удар», Путин резонно вопрошал:
«А объявление Японией о том, что она присоединяется к попыткам добиться "стратегического поражения" России это, как вы думаете, не является препятствием для продолжения диалога по мирному договору? Япония присоединилась к призывам добиться "стратегического поражения" России. И вы думаете, что это хорошее условие для проведения переговоров по мирному договору?»
«Мы видим ангажированность Японии в украинском кризисе. Сейчас нет условий для продолжения диалога между Россией и Японией по мирному договору. Мы не отказываемся от того, чтобы его возобновить, но только в случае создания необходимых условий и прежде всего с японской стороны», – резюмировал президент.
Путин определенно дал понять, что Россия не будет вести переговоры с Японией, пока Токио не изменит позицию по Украине.
Отметим, что Москва неоднократно на высоком уровне, в том числе в заявлениях министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, разъясняла необоснованность требований Токио непременно заключить именно «мирный договор» через почти 80 лет после капитуляции Японии и почти 70 лет после официального прекращения состояния войны и восстановления дипломатических отношений в полном объеме. Подчеркивая, что речь должна идти об открывающем широкие перспективы всестороннего развития отношений Договоре о мире, добрососедстве и сотрудничестве двух соседних государств.
Отвечая на вопрос о планах своей поездки на Курильские острова, Путин еще раз подтвердил, что рассматривает эти территории неотъемлемой частью Российской Федерации, возвращенной СССР, ныне России, по документально закрепленным итогам Второй мировой войны, которые в нашей стране пересматривать не намерены.
«Российская Федерация исходит из того, что это часть суверенной территории России. Поэтому я не понимаю, почему я должен стесняться посещать одну из территорий Российской Федерации… Были подписаны соответствующие документы, в том числе с Соединенными Штатами, делегациями двух сторон. Это – один из результатов Второй мировой войны. А результаты Второй мировой войны мы не пересматриваем… Не вижу оснований мне не посещать эти острова».
По поводу отношений РФ с Корейской Народно-Демократической Республикой, президент Путин высказал сомнение в справедливости санкций, наложенных на это соседнее России государство, в частности запрета использования северокорейских трудовых мигрантов.
«Что нам мешает развивать отношения со страной, с которой у нас общая граница? Мы будем развивать отношения, нравится это кому-то или нет», – со всей определённостью заявил российский лидер.
Следует отметить, что Владимир Путин честно и откровенно без ранее имевших место дипломатических экивоков изложил свое видение причин осложнения отношений с нашей соседкой – Японией. Это не мог не оценить представитель агентства «Киодо цусин». Саваи-сан после пресс-конференции заявил, что встреча президента РФ Владимира Путина с руководством зарубежных информагентств поможет японцам понять позицию российского лидера. Он говорил, что Путин был очень искренен в состоявшемся диалоге.
«Думаю, по крайней мере, японское население сможет понять, как мыслит Президент Путин. Для нас было очень полезно услышать от него напрямую, что он думает о будущем отношений между Россией и Японией. Это было очень значимо», – добавил японский журналист.
А вот официальный Токио воспринял откровенные слова президента в штыки и с деланным негодованием. Правительство Японии считает «несправедливыми и неприемлемыми» слова Президента России Владимира Путина о том, что российско-японский диалог будет возможен после смены Токио позиции по Украине. Об этом на регулярной пресс-конференции заявил генеральный секретарь Кабинета министров Японии Ёсимаса Хаяси: «Мы считаем позицию России, которая пытается переложить ответственность на Японию, несправедливой и категорически неприемлемой». И в очередной раз подтвердил, что Япония не отступит от своих притязаний на российские земли: «…позиция японского правительства по решению проблемы северных территорий (российских южнокурильских островов. – А.К.) и заключению мирного договора остается неизменной». Тем самым от имени правительства Японии было лишний раз подтверждено, что пресловутый «мирный договор», о якобы необходимости которого десятилетиями твердит Токио, нужен исключительно для удовлетворения, по сути, реваншистских устремлений, направленных на пересмотр итогов Второй мировой войны. Более того, в последние годы в Японии грубо фальсифицируют содержание записанного в Советско-японскую декларацию 1956 года положения о возможности передачи Японии в виде жеста доброй воли Малой Курильской гряды (острова Шикотан и Плоские, Хабомаи по-японски). Вопреки договоренности о том, что вопрос о передаче может быть рассмотрен только после подписания мирного договора, теперь японское правительство ставит все с ног на голову, произвольно поменяв очередность действий. Токио требует сначала «возвращения» островов, причем не двух, а четырех, составляющих почти половину площади всей Большой Курильской гряды, и лишь после получения этих российских земель соглашается заключить ничего не вносящий нового в межгосударственные отношения «мирный договор».
С нотками угроз комментировал генсек Хаяси и слова Путина о том, что он не понимает, «почему он должен стесняться посещать Курильские острова», так как «Российская Федерация исходит из того, что это часть суверенной территории России».
«Визит высокопоставленных лиц России (на Курильские острова) не соответствует позиции нашей страны. Мы будем внимательно следить за развитием ситуации и соответствующим образом реагировать», – «предупредил» спикер японского правительства.
Иллюзорность расчетов на «возвращение северных территорий», да еще в обстановке присоединения Токио к доктрине «стратегического поражения» России понимают многие в Японии. Недавно уделяющая большое внимание проблемам, связанным с так называемыми «северными территориями», газета пограничного с российскими Курильскими островами острова «Хоккайдо симбун», вопреки требованиям правительства Кисиды «возобновить переговоры по территориальному вопросу», рекомендовала кабинету министров отложить переговоры с Москвой об островах, посоветовав сделать упор на вопросы, где возможен прогресс. Журналисты газеты считают, что Москве и Токио проще добиться взаимодействия, например, по вопросам рыболовства. Обозреватели издания поясняют, что в условиях украинского конфликта в России вырос интерес к территориальным проблемам. Поэтому Токио сейчас будет сложно продвинуться в переговорах с Москвой по «северным территориям».
И в заключение об ангажированности Японии в украинском кризисе, о которой говорил президент Путин. Поступило сообщение, что премьер-министр Японии Фумио Кисида пожелал лично принять участие в «конференции в Швейцарии, посвященной миру на Украине». Хотя представляются странными, если не сказать абсурдными, попытки вырабатывать какие-то решения по украинскому кризису, игнорируя одну из сторон конфликта. Президент Путин заявил, что Москва не будет напрашиваться на участие в конференции, если ее не хотят там видеть. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, проведение этого мероприятия – «путь в никуда», Россия не видит желания Запада вести дело по-честному. Как известно, к коллективному Западу примыкает и Япония, стремящаяся укреплять свое влияние на мировые процессы, в том числе по оказанию давления на объявленных военными противниками Россию и Китай. Одним из способов громче заявлять о себе, приобретать лидерские позиции стало все большее вовлечение Страны восходящего солнца в события на территории бывшей УССР, увеличивающаяся финансовая и материальная поддержка киевского режима, науськивание его на то, чтобы продолжать братоубийственную войну с целью ослабления России и создания трудностей для народа нашей страны. При этом продолжают вынашивать свои русофобские идеи японские политиканы, утверждающие, что именно экономическое и военное ослабление РФ заставит российское руководство, как в 1990-е годы, ради помощи «богатой Японии» идти ей на уступки, в том числе территориальные…
Комментарии читателей (0):