Президент России Владимир Путин на встрече с главами мировых информационных агентств, касаясь отношений между Россией и Турцией, обозначил два важных момента. Первый. Двусторонние отношения развиваются успешно и товарооборот растёт. В 2022 году он составил 62 млрд долларов. Турция — третий крупнейший покупатель российской сырой нефти после Китая и Индии. Кроме того, она выступает в роли транзитного коридора по морским перевозкам. Страны совместно строят атомную электростанцию «Аккую» и планируют создание распределительного центра для экспорта дополнительных объёмов газа в Европу за счёт расширения инфраструктуры газопровода «Турецкий поток». Помимо этого Россия занимает первое место среди зарубежных стран по размерам рынка для турецкого строительного бизнеса, расширяется сотрудничество в сфере сельского хозяйства. Ежегодно Турцию посещает более 5 млн российских туристов, что создаёт условия и для развития малого и среднего предпринимательства.
Второй момент, на который акцентировал внимание Путин. Он отметил, что «экономический блок правительства Турции в последнее время делает упор на получение кредитов, инвестиций и грантов от западных финансовых институтов». По его словам, «наверное, это неплохо».
«Но если это связано с ограничениями торгово-экономических связей с Россией, то потерь для турецкой экономики будет больше, чем приобретений. На мой взгляд, такая угроза существует. Но это вопрос такого специального рассмотрения», — пояснил российский лидер.
Между обозначенными факторами существует синергетическая связь. Сейчас экономика Турции находится в сложном положении, её захлёстывает инфляция. Как указывается в отчёте Института статистики страны, «в годовом выражении она составила 67,07%». Соответственно стал падать и экспорт из Турции в Россию. Согласно данным Ассамблеи экспортеров Турции (TIM), из 25 наименований экспорта из Турции в Россию снижение наблюдалось в 22 секторах. Появились проблемы с денежными переводами в связи с вводимыми США вторичными, а то и троичными ограничениями в отношении турецкой банковской сферы на российском направлении. Турецкие банки поставлены в жёсткие условия. США предлагают сделать выбор: либо они работают с организациями из России и лишаются возможности работы с США и Европой, либо они работают с западными банками и отказываются от сотрудничества с Россией. При этом представители Минфина США, которые стали частыми гостями в Турции, открыто угрожают экономическими последствиями, в случае нарушения американских санкций. На горизонте замаячила даже угроза гиперинфляции.
В таких условиях экономический блок правительства стал прибегать к практике внешних займов у западных финансовых институтов, что сопряжено с принятием их условия на сотрудничество с Россией и с креном внешней политики страны в сторону Запада при откате от евразийского вектора. Чтобы, как пишет издание The Cradle, «вновь открыть страну для притока западного капитала». Но решат ли такие действия ресурсную проблему Эрдогана, и если да, то насколько эффективно, поскольку это сопряжено с выполнением ряда условий, ограничивающих не только экономический потенциал страны. В этой связи Анкара пытается искать другие альтернативы для получения финансовой помощи: либо по двусторонним каналам, либо у организаций, где роль США и ЕС выражена в меньшей степени. Предпринимаются также усилия и для пересмотра регулятором мер по выстраиванию монетарной политики в параметрах формирующейся новой стратегии развития страны.
Прежде президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган полагал, что спекулятивный капитал мешает турецкой экономике развиваться, замедляет развитие промышленности и не позволяет строить долгосрочные стратегии. Выступая в поддержку такой теории, он указывал на развитые страны, где процентные ставки находятся на уровне одного-двух процентов. Из этого политик делал вывод, что, если довести ставку до такого же уровня, турецкая экономика через некоторое время достигнет уровня развитых стран ЕС. Но такая риторика не привела к реальным действиям, как и частая смена экономического блока в правительстве. В этом смысле страна продолжает находиться на развилке. С одной стороны, если у неё не получается резко нарастить экспорт товаров, нужны инвесторы. С другой — нужно искать новую подушку экономической безопасности.
Кстати, Турция добилась отсрочки платежей за газ от России на 600 миллионов долларов, а в перспективе сумма может достигнуть четырёх миллиардов. В переговорах с Москвой у Анкары очень хорошие позиции. Во-первых, турецкое направление является одним из основных для параллельного импорта, а во-вторых, почти потерявшая европейский газовый рынок Россия строит в Турции газовый хаб и атомную электростанцию. Поэтому в ближайшее время потенциально геополитическое значение Турции будет возрастать, что неизбежно вызовет желание конвертировать это значение в денежные знаки и преференции.
Ранее на ИА REX: Зачем БРИКС Турция, а Турции БРИКС
Создавшуюся ситуацию осознают в обеих странах, но необходимо найти такой выход, который устроит всех. И если Москве терять нечего, то Анкара вряд ли пойдёт на резкое ухудшение отношений с Западом. Тем не менее, выход предполагает усилия с обеих сторон.
Комментарии читателей (0):