Политологической моде на концепцию так называемого «нового Средневековья» уже несколько десятилетий; она то затухает, то вновь привлекает к себе внимание. В наше цифровое время игры и сериалы романтизировали далекое Средневековье, а растущее могущество транснациональных корпораций многим невольно напоминает жесткую иерархию цехового общества средневековых городов.
Как дела с «новым Средневековьем» в отечественной Арктике? Умберто Эко справедливо отмечал, для «хороших Средних веков» необходимо две вещи: крушение огромной мощной Империи и пришествие варваров. Темные века пришли, когда римляне не смогли обслуживать сложную систему акведуков, — эти компетенции постепенно оказались ими утеряны.
Крушение Империи…Сколько в арктической тундре покинутых аэродромов, военных городков и баз, станций и населенных пунктов? Сколько брошенного оборудования: ржавеющих бочек, рухнувших вышек и антенн, аккумуляторов, грузовиков, вездеходов, цистерн и барж, — всего того, что некогда гордо именовалось «народным хозяйством»? На некоторые труднодоступные арктические метеостанции с распадом СССР несколько лет не осуществлялся подвоз продовольствия! Конечно, любыми способами специалисты бежали на материк.
Беспощадные готы, лангобарды и вандалы – кто они, эти новые варвары? Пришествия варваров не случилось, как и военного поражения. С ролью варваров успешно справились самостоятельно, обжигая медные провода и выпаивая драгметаллы из дорогущего оборудования. Таким образом, вроде бы и деградация доставшейся от предков сложной развитой инфраструктуры, как определяющий признак Средневековья, налицо, но…
Так ли это актуально именно сейчас? Современная Россия заново обустраивает Северный морской путь, оставляя далеко позади советские рекордные показатели по грузообороту, разрабатывает новые месторождения и открывает новые порты на арктическом побережье.
Итальянский исследователь Роберто Вака опасался, что разветвленные системы нынешней технологической эпохи станут слишком сложны для управления одной только государственной центральной властью.
Решение подсказали сами технологии: так, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики анонсировало дальнейшее осуществление логистики северного завоза по принципу Яндекс-такси, используя самые современные цифровые наработки оптимизации маршрутов доставки.
Однако есть и обратная сторона: полномочия оператора СМП были переданы государством Росатому, что в профессиональном сообществе полярников вызвало неоднозначную реакцию. Постойте, скажете вы, но Росатом – это ведь корпорация! А где корпорация – там Средневековье?.. За это «направление мысли» ответственна другая небезынтересная политологическая концепция современности – неофеодализма. Поразмышляем об арктическом неофеодализме в следующий раз…
Владимир Привалов, писатель, публицист, эковолонтер движения Чистый Север – чистая страна, специально для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):