Между Алжиром и Францией идёт артефактная битва

28 мая 2024  10:15 Отправить по email
Печать

Представители Алжира передали Франции список культурных ценностей, которые были вывезены из страны в колониальный период и подлежат реституции. По данным Agence France-Presse, перечень культурных ценностей был передан алжирской стороной на заседании совместной комиссии историков двух стран. В него вошли артефакты, хранящиеся в различных французских архивах и музеях. Эти ценности относятся к периоду от начала французской колонизации Алжира в 1830 году и до завершения войны за независимость в 1962 году. За это время музеи Франции обогатились огромным количеством артефактов. В то же время, как подчеркивает Reuters, наиболее желанными для алжирских историков являются документы и предметы, относящиеся к стране до начала французского правления в 1830 году.

Речь идет в первую очередь о сотнях тысяч документов эпохи Османской империи (1518-1830 годы) и периода французской оккупации (1830-1962 годы), библиотеке эмира Абделькадера, исламского ученого, возглавлявшего восстание против французского правления в течение двух десятилетий после прихода французов, около 50 000 рукописях, а также большом количестве других исторических артефактов и архивных документов, относящихся к периоду до так называемой «французской эпохи». Помимо этого французские институты хранят сотни научных работ, которые относятся к периоду до правления Парижа, когда Алжир был центром обучения, привлекавшим ученых из Европы, среди которых был итальянский математик Леонардо Фибоначчи.

За период обретения Алжиром независимости у алжирцев стали расти чувства и идеи национальной и государственной идентификации, а историки бросились разрабатывать собственную, а не колониальную интерпретацию событий прошлого, раскрывать то, что прежде считалось государственной тайной». Но они столкнулись с проблемой доступа к колониальным архивам, большая часть которых оказывается во Франции. Париж этому сопротивлялся и сопротивляется, заявляя, что «прошлое может оказать негативное воздействие на развитие общества в двух странах и на их отношениях. Особенно блокировался доступ к фондам Заграничного архива в Экс-ан-Провансе (Буш-дю-Рон) и к фондам Службы истории обороны в Венсенне, куда были репатриированы архивы так называемого «суверенитета», относящиеся к французскому колониальному периоду в Алжире.

Действительно эта страна в своей многовековой истории знала власть многих завоевателей: римлян, византийцев, арабов, османов. Но если раньше пришельцы просто меняли старую элиту на новую, то в эпоху колонизации XIX-XX века речь шла уже об истреблении или изгнании покоренного населения. Французы видели Алжир как французский департамент, а все его мусульманское прошлое уничтожалось. Маршал Бертран Клозель говорил: «Нам нужно в Алжире создать Новую Америку, истребив коренное население, подобно индейцам в Новом свете, чтобы европейская раса преобладала численно, а колония превратилась в постоянное поселение». Но, если в большинстве своих колоний Париж ограничивался созданием французской администрации, то в Алжире было все иначе. Он являлся не только крупнейшим из заморских владением Франции в XIX—XX веках, но и территорией, которую французы активно осваивали в хозяйственном плане, на которую массово переселялись. Как писал в своей книге «История Алжира» историк-востоковед Роберт Ланда, «с вступления французской армии в столицу Алжира открылась совершенно иная эпоха в жизни страны — эпоха ускоренной модернизации и европеизации»жизни общества».

Поэтому алжирские исследователи истории этого времени выдвигает вопросы не познавательного академического свойства, а проблемы политического, геополитического и социального уровня. Им недостаточно использования только исключительно французских документов, в которых не отражается социальная и духовная эволюция арабов Северной Африки. Они стремятся по-новому осветить историю своей страны, что невозможно сделать без доступа к архивным документам, книгам и картам, которые вывезла французская армия из Алжира после более чем столетнего колониального правления.

В то же время проблема возврата архивов и артефактов, которая в принципе может быть решена - не самая главная проблема, влияющая на франко-алжирские отношения, хотя Франция предлагает компромисс: Алжиру будет предоставлен доступ к копиям документов, если он откажется от своих претензий на них. Он отказался.

Происходящая «артефактная борьба» отражает глубокое чувство обиды и в тоже время взаимной зависимости, которые е остаются между двумя странами полвека спустя. Алжирцы хотят, чтобы Париж извинился за десятилетия колониального рабства и гибель сотен тысяч людей, которые боролись за независимость. Париж отказывается. Что же касается других артефактов, то французские музеи могут передать их Алжиру либо на постоянное хранение в ходе реституции, либо в рамках временных выставок. Так в 2021 году власти Франции официально объявили о реституции Бенину 26 артефактов, вывезенных из древнего африканского королевства Дагомея в ходе колониальных войн в 1892 году. Тем не менее, Франция продолжает битву со своим наследием со стремлением сохранить историческое лицо. Но для того, чтобы излечить взаимные исторические обиды понадобится немало времени.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть