Stratfor, который именуют еще и как «теневое ЦРУ», опубликовал очередной так называемый скользящий прогноз развития событий в отношениях между Азербайджаном и Арменией. Сразу отметим, что прогнозы «конторы», которую основал Джордж Фридман, не всегда точны и сбываются не всегда. Так в январе нынешнего года специалисты Stratfor утверждали, что в первой половине 2024 года «будет наблюдаться значительный прогресс в мирных переговорах между Азербайджаном и Арменией и будет подписан мирный договор». Тогда же, несмотря на «букет разногласий» по открытию региональных транзитных коридоров, утверждалось, что «Ереван примет требования, выдвинутые Баку в вопросах транзита через юг Армении (Зангезурский коридор)». Ни первого, ни второго пока не случилось, хотя прогноз относительно того, что «Баку будет способствовать развитию инфраструктуры Север-Юг, соединяющей Россию с Ираном», выглядит состоятельным. Прав оказался Stratfor и в том, что «политические трения между Ереваном и Москвой могут предоставить возможность Вашингтону отколоть ключевого союзника России на Южном Кавказе».
В целом, прогнозы Stratfor часто приобретают не только познавательный интерес, но и позволяют выявлять возможные поведенческие паттерны и потребности США и Запада в регионе. При этом Запад в качестве фона обозначает помимо России турецкий и иранский факторы. В этой связи в начале 2024 года американские эксперты ставили перед коллективным Западом задачу всё больше и больше загонять Баку и Ереван в ситуацию, когда им придется рано или поздно выбирать, что делать дальше: либо идти на обострение друг с другом, либо подписывать мирный договор. В этом смысле появившийся на днях очередной прогноз Stratfor, подготовленный аналитиком центра Мэтью Орром, выглядит нестандартно и воспринимается больше как целенаправленный информационный вброс, призванный прощупать возможные ответные меры Москвы в выстраивании закавказской политики в новых меняющихся геополитических условиях.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Обозначим его базовые тезисы: 1. Запад не ставит перед Арменией вопрос разрыва отношений с Россией или устранения российского военного присутствия в стране, но российская база «в долгосрочной перспективе может препятствовать процессам между Западом и Арменией». Пока речь идет о небольших проектах, и западные лидеры нацелены на то, чтобы «создавать основу, посмотреть, как развиваются события». Потому что Армения не старается стать полностью частью Запада, но события развиваются в этом направлении. Это будет поэтапный процесс. 2. Если через два-три года ситуация изменится, в том числе в мирных переговорах Армении с Азербайджаном, то «тогда этот вопрос станет более актуальным». 3. Для Запада «желание и возможность стать самым большим игроком на Южном Кавказе сейчас не самая главная задача». Западу не хотелось, чтобы страны региона потеряли свой суверенитет. У него есть интерес касаемо Среднего коридора через Казахстан, Каспийское море, Южный Кавказ, который идет в обход России. Поэтому необходимо, чтобы «Россия понесла стратегические издержки из-за конфликта на Украине».
Главное в этих тезисах то, что Запад не верит в ближайшую перспективу заключения мирного договора и нормализацию двусторонних отношений между Азербайджаном и Арменией. Потому что произошло отделение друг от друга процессов заключения мирного договора и делимитации межгосударственной границы. Вопрос границы является техническим, а в мирном договоре должны быть «отражены общие принципы». Это подтвердил и глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, заявивший, что «процесс делимитации может длиться долго даже между странами, у которых нет серьезного территориального конфликта». Из этого вытекают и проблемы Зангезурского коридора, который Баку считает частью Среднего коридора через Казахстан, Каспийское море, Армению, Нахичевань в Турцию. При этом считается, что Армения будет активизировать свою так называемую многовекторную внешнюю политику, выжимая из ресурсов России максимум для себя возможного, так как для нее интеграция в западную экономику нереальна. Она не будет выходить из ОДКБ, но будет эксплуатировать ее геополитические интересы в регионе.
Но такое будет происходить до момента, когда Москве станут не выгодными отношения с Ереваном в силу выстраивания торгово-экономического и военно-технического партнерства с другими странами региона и с Ближним Востоком. Stratfor прав, когда утверждает, что эти процессы будут проходить постепенно, но, похоже, в сторону разрыва. Правда, глава МИД России Сергей Лавров выражает надежду на то, Москва и Ереван «могут обсуждать свои отношения откровенно, без аргументов, которые подбрасывают западные недоброжелатели». Но есть ситуации, когда, как в песне, из которой сложно выбрасывать слова из-за того, что кто-то становится «заложником чужой музыки». Поэтому растут опасения, что при отсутствии прогресса в подписании мирного договора, стороны станут решать проблемы пушками. По Stratfor, «в ближайшие недели и месяцы многое на этом направлении должно определиться». Посмотрим.
Комментарии читателей (0):