На днях глава Минфина Антон Силуанов дал большое интервью «Интерфаксу». Разберем основные моменты.
Дефицит бюджета в 2024 году прогнозируется в объеме 1,4-1,5 трлн рублей.
Правительство переходит к политике сбалансированных трат, когда расходы бюджета распределяются более менее равномерно в течение года
Политика «сбалансированных трат» является эффективной, что показал опыт предыдущего года, когда в январе-феврале шли повышенные расходы (авансирование). Деньги гораздо быстрее оказались у конечных получателей, что позволило оперативно вернуть их в экономику.
Дефицит в 1,4-1,5 трлн рублей (около 0,9% ВВП) является абсолютно приемлемым. Правительство должно работать с управляемым дефицитом, так как профицит бюджета говорит о низкой компетентности кабмина, который не знает, куда потратить средства. К управляемому дефициту (вместо профицита) правительство перешло ещё в 2020 году.
Нефтегазовые доходы в 2024 году увеличатся на 2,7 трлн рублей, ненефтегазовые – на 3,2 трлн.
В правительстве работает комиссия по оптимизации бюджетных расходов
Нефтегазовые доходы могли бы увеличиться и на большую сумму, если бы Минфин и Минэк догадались бы придумать альтернативу котировкам британского агентства Argus. Только за первый квартал объем недополученных нефтегазовых доходов бюджета превысил 400 млрд рублей. Подробнее ситуацию я разбирал здесь.
«Приоритезировать» и «оптимизировать» бюджетные расходы – вредная затея. С самого начала должно быть понятно, какой предполагается объем трат, на какие проекты и т.д. Финансовый план должен утверждаться в подробностях как минимум на три года, а не переписываться чуть ли не каждый квартал. Понятно, что ситуация всегда является динамичной, но бюджетные «качели» – самый неэффективный способ достижения поставленных целей.
Исполнения послания президента потребует дополнительно более 1 трлн рублей ежегодно.
По налоговым изменениям конкретики пока нет. По НДФЛ есть инициатива депутатов парламента, по налогу на прибыль – инициатива бизнеса
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается инициативы парламента по НДФЛ, то здесь я, видимо, что-то пропустил. Постараюсь найти и изучить информацию.
Инициатива по налогу на прибыль от «бизнеса» – это предложение РСПП по росту ставки налога на прибыль при предоставлении налоговых вычетов тем, кто активно инвестирует в реальный сектор экономики.
Концептуально предложение считаю верным. Вопросы, как всегда, могут возникнуть в деталях, но подробности нам пока неизвестны.
Минфин против увеличения цены отсечения Urals в рамках бюджетного правила (сейчас – 60$). Нынешний уровень и так является пограничным.
В 2025 году предполагается, что средства ФНБ не будут использоваться для покрытия бюджетных расходов
Нынешний уровень в 60$ за баррель Urals является оптимальным. Ниже – означает сокращение доходов федерального бюджета. Выше – замедление темпов пополнения ФНБ, средства которого с недавнего времени идут на финансирование крупнейших проектов экономического развития. Менять сейчас конструкцию не следует.
Основной вопрос, как я уже написал выше, в определении реального уровня стоимости Urals. Тогда средства ФНБ можно не использовать уже в 2024 году, а темпы пополнения фонда будут еще сильней.
В настоящий момент уровень госдолга – 15% к ВВП.
Но высокие расходы на его обслуживание. В 2019 году они составляли 3,6% от доходов бюджета, в 2024 году – 6,5%, в 2026 году – 9,7%.
Сейчас размещение ОФЗ идет по ставке выше 13%. Это много. Доля флоатеров в ОФЗ составляет около 50%
Силуанов на моей памяти впервые заявил о резком увеличении расходов на обслуживание госдолга. Хотя думать надо было раньше, когда ещё в 2020 году начали активно размещать флоатеры, прекрасно зная непредсказуемость денежно-кредитной политики Банка России. Гордиться уровнем госдолга в 15% к ВВП – означает повторять методички МВФ.
Ситуация, действительно, через пару лет будет близка к критичной. Хотя понятно все это было сильно заранее.
В 2024 году предполагается приватизация активов на сумму в 100 млрд рублей. В основном это будут национализированные активы ушедших западных компаний.
ДОМ.РФ предполагается вывести на IPO.
Здесь без особых комментариев. Всякие пивоваренные заводы и пустующие с советских времен санатории государству как собственнику не нужны. Ряд госкомпаний можно вывести на IPO, продав в рынок небольшую долю акций (10-15%) при условии покупки их исключительно резидентами. Речи о приватизации в стиле 90-х годов не идет.
Минфин настаивает на доведении ликвидной части ФНБ до уровня минимум в 7% к ВВП.
Список инвестиционных проектов под деньги ФНБ составлен. Общий объем потенциальных вложений – 4,25 трлн рублей
Не понимаю, как одно сочетается с другим. Здесь надо либо копить ликвидную часть, которая в настоящий момент составляет 2,8% к ВВП, либо отказаться от данной затеи, сосредоточившись на инвестиционной программе. Впрочем, сейчас очевидно, что исключительно нефтегазовых сверхдоходов недостаточно для пополнения ФНБ теми темпами, которые необходимы. Частично о том, что можно сделать для увеличения объема фонда я рассказывал.
Если кратко:
Первое – разобраться с определением цены на Urals (да, это универсальный рецепт для решения ряда вопросов);
Второе – зачислять доходы от использования средств ФНБ в фонд, а не в федеральный бюджет;
Третье – взять в управление замороженные на счетах типа «С» средства нерезидентов, зачисляя доходы от них в ФНБ;
Четвертое – покупать на средства фонда ОФЗ.
Все это приведет к пополнению суверенного фонда дополнительно как минимум на 1 трлн рублей ежегодно. А, скорее всего, больше (диапазон 1,5-2 трлн).
Правительство внесло предложение о продлении правила обязательной продажи и репатриации валютной выручки до конца года
Данное правило доказало свою эффективность, более-менее стабилизировав рубль и сократив отток капитала из нашей экономики. Безусловно оно должно быть продлено и, лучше всего, бессрочно.
Комментарии читателей (1):
"Экономика, как женщина, разве её поймешь?" (Человек по фамилии Спросителифшица, ныне покойный)