Старший научный сотрудник Йорктаунского института Шей Хатири на страницах газеты The Wall Street Journal подверг критике взгляды американских президентов Джо Байдена и Дональда Трампа на Североатлантический альянс, назвав их «ошибочными и устаревшими». По словам эксперта, бывший президент придерживается мнения, что альянс «несправедливо обременителен» для США, а действующий относится к альянсу так, как будто «это НАТО времен холодной войны». Но можно подойти и по-другому, считает Хатири. НАТО «сильно изменилось в этом веке» и «изменения дают возможность укрепить его, возвысив новых членов из Восточной Европы над членами из Западной Европы».
«Фаворитизм Вашингтона позволяет западным европейцам по-прежнему доминировать в Североатлантическом альянсе спустя десятилетия после того, как бывшие коммунистические страны начали вступать в него, – заявляет эксперт. – Прошло уже четверть века с тех пор, как НАТО стало расширяться на восток, но ни один генеральный секретарь и подавляющее большинство его заместителей не были гражданами стран из числа новых членов. Такое влияние государств Западной Европы не оправдано, учитывая их скромный вклад. Восточные европейцы при этом оказались более щедрыми, в том числе в оказании помощи Украине. Этого следовало ожидать, поскольку западные страны меньше инвестируют в свою оборону, полагаясь на Восточную Европу в качестве буферной зоны. Избрание премьер-министра Нидерландов Марка Рютте новым генеральным секретарем даст понять Кремлю, что НАТО хочет вернуться к прежнему статус-кво после окончания войны на Украине. А Байден будет игнорировать членов альянса с хорошей репутацией в пользу более сложных союзников из Западной Европы».
Однако всё дело в том, что НАТО – это не только военная организация, но и политическая. По большому счету, Вашингтон мог бы самостоятельно финансировать и поддерживать материально-финансовое обеспечение операций под эгидой альянса. Но для США не менее важно дисциплинировать политические элиты стран-членов НАТО и держать под контролем их экономику. В этом отношении Западная Европа имеет гораздо больший вес, чем Центральная и Восточная Европа вместе с Прибалтикой. Поэтому даже если последние будут тратить на военные расходы в десять раз больше, чем сейчас, это не приведет к пропорциональному росту их влияния в структурах Североатлантического альянса. Вашингтон ориентировался и будет ориентироваться на «более сложных союзников». А они не заинтересованы в «возвышении» новых стран-членов как в НАТО, так и в Европейском союзе.
Это показывает практика. В презентованном на днях компанией European Democracy Consulting докладе о представленности в руководстве Евросоюза говорится, что ни один из кандидатов из Центральной и Восточной Европы не был назначен на руководящую должность в институтах и агентствах ЕС в 2023 году. Имеет место «явное доминирование» стран Южной и Западной Европы, выдвиженцы из которых в совокупности занимают более 80% руководящих должностей. В докладе констатируется, что низкая доля представителей Центральной и Восточной Европы на руководящих постах в ЕС в последние годы не только сохранилась, но и еще больше сократилась: граждане из этой части Европы составляют всего 4-5% руководителей. Более того, наблюдается избыточная представленность Северной Европы, кандидаты которой которых занимают непропорционально большое количество должностей в ЕС. Как говорится в докладе, «позиции Центральной и Восточной Европы особенно ослабли в 2021 – 2023 годах».
Учитывая, что ранее, в 2014 – 2019 годы, пост главы Европейского совета занимал польский политик Дональд Туск, который затем (до 2022 года) возглавлял правящую в ЕС Европейскую народную партию, возможно, именно его руководство окончательно убедило элиты стран Центральной и Восточной Европы в том, что доверять серьёзные посты выходцам из Центральной и Восточной Европы пока ещё рано. Большинство новых стран-членов НАТО и ЕС до сих пор ментально не вышли из того состояния, когда они были частью могущественных империй. Многие государства Центральной и Восточной Европы поэтому отстаивание «своих» интересов в Североатлантическом альянсе и Евросоюзе видят в получении каких-то экономических преференций, дополнительных «доходных домов», предоставляемых синьором провинциальному арендатору. Есть только два исключения. Польша, которая демонстрирует амбиции, но не избавилась от «фантомных болей» и продолжает сражаться с ушедшими в прошлое как Советским Союзом, так и – во время недавних восьми лет правления партии «Право и Справедливость» (PiS) – Германской империей. И Венгрия, которая единственная сегодня в регионе показывает перспективное видение политики, не зацикленной на прошлом и «обидах» от имперского центра и направленной на выстраивание диалога с партнерами также за пределами ЕС – с Россией, Китаем, Турцией.
Эта геополитическая несостоятельность Центральной и Восточной Европы для элит Южной и Западной Европы и США говорит о том, что политикам новых стран-членов ЕС и НАТО нельзя доверить места в руководстве хотя бы потому, что в лучшем случае за них потребуется работать, а в худшем – придется бить по рукам, чтобы ничего не испортили. И это очевидно даже для таких антагонистов, как Байден и Трамп.
Комментарии читателей (0):