В резюме обсуждения ключевой ставки, которое подготовил Банк России, бросается в глаза один интересный момент. В регуляторе ссылаются на мнения неназванных экспертов, которые сетуют на «сохраняющийся высокий внутренний спрос» как фактор риска ускорения инфляции, обращает внимание Telegram-канал «Чёрный лебедь».
Если внимательно вчитаться в эти четыре слова, выстроенные в одно словосочетание, то нормальному человеку явно станет не по себе. Почему «сохраняющийся высокий внутренний спрос» обозначается как проблема? Как это в принципе может быть какой-либо проблемой, тем более учитывая поставленные президентом России задачи?
Высокий внутренний спрос — это следствие роста доходов, главным образом зарплат. Как сегодня сказал президент на съезде ФНПР, «в ближайшие шесть лет доля оплаты труда в ВВП страны должна уверенно расти. В 2022 году её доля составила 38,5%, а в 2023-м уже 40,7%». А дальше — ещё больше. С учётом, естественно, позитивной динамики экономики зарплаты должны будут расти.
Но тут появляются эксперты, которые начинают досадовать. Плохо, мол, что высокий внутренний спрос ещё сохраняется! Получается, плохо, что и зарплаты растут! И ведь самое интересное, что ЦБ РФ как раз и делает, чтобы этого не было. Как? Да очень просто и очень трагично: держит запредельно высокой ключевую ставку.
В представленном резюме от ЦБ РФ можно испытать полный шок от того, что в регуляторе прекрасно осознают всю эту ситуацию. С начала года не было ещё ни одного снижения процентного уровня, хотя вот, что видит Банк России. Если не брать удорожание зарубежного туризма и эффекта бронирования в феврале летних заграничных отпускных, базовая инфляция в стране не просто замедлила свой темп роста, она — снизилась! Более того, инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий также сократились. С такими фактами просто было невозможно не снизить ставку 22 марта, но ЦБ РФ этого не сделал.
При этом важно пояснить. Цены в стране остаются высокими, и это — факт, который раздражает очень многих. При решении о ставке любой ЦБ мира оперирует динамикой изменения цен (не абсолютного уровня цен) и ожиданиями рыночных субъектов. Два этих момента просто стопроцентно предполагали снижение ставки, что мы узнаём и из материалов ЦБ РФ.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Почему это всё очень важно и касается буквально каждого? Высокая ключевая ставка — это и есть ведущий проинфляционный фактор в российской экономике. Не снижая ставку, нынешняя политика ЦБ РФ стимулирует повышение потребительских цен, а не способствует снижению темпа их роста.
Более дорогие из-за высокой ставки кредиты — это дополнительные издержки, которые закладывает бизнес в цены, которые видит потребитель, и они его не радуют. Но ведь как развивать реальную экономику при такой ставке? Сегодня Владимир Путин поставил задачу: «Ближайшие шесть лет должны стать временем форсированного индустриального развития России». Но это сигнал и ЦБ РФ: финансовая система должна работать на эту цель.
Наконец, слабый рубль также подогревает инфляцию, но в ЦБ РФ открыто отказались от идеи как-то таргетировать стоимость национальной валюты. В Банке России говорят, что они таргетируют инфляцию. Только в какую сторону?
Комментарии читателей (0):