Острая интрига вокруг выборов нового генерального секретаря Североатлантического альянса разгорелась накануне 75-летия учреждения НАТО. Свою долю керосина в костёр влил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.
«Кто сменит Йенса Столтенберга на посту генсека? – задается вопросом польская радиостанция RMF 24. – До сих пор ответ на этот вопрос казался очевидным. Фаворитом был голландец Марк Рютте, голоса которому отдавали Франция, Германия, США и другие. Но сегодня Сикорский заявил журналистам: не Рютте, Польша делает ставку на кандидата из нашего региона. Нам нравится голландец, но в то же время мы считаем, что наш регион недостаточно представлен как в Североатлантическом альянсе, так и в Европейском союзе, а также в ООН. Мы будем предлагать кандидатуры на руководящие посты во всех трех организациях от нашего региона, заявил глава польской дипломатии. Помимо Рютте, о своем намерении баллотироваться на пост генерального секретаря НАТО заявил президент Румынии Клаус Йоханнис. Для утверждения нового генерального секретаря альянса необходимо согласие всех его 32 членов».
Демарш Сикорского был бы понятен, если бы страны Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики уполномочили бы Варшаву представлять их интересы. Но такого не просматривается. Так, на днях в Вильнюсе прошла встреча президента Литвы Гитанаса Науседы с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем и премьер-министрами Нидерландов Марком Рютте, Швеции Ульфом Кристерссоном, Чехии Петром Фиалой и Болгарии Николаем Денковым.
Литовский президент заявил, что его страна поддерживает кандидатуру голландца. Науседа подчеркнул:
«Я знаю уважаемого Марка уже несколько лет, и он один из тех политиков, кто очень рано осознал российскую угрозу, кто очень быстро адаптировался и изменил свой взгляд на Россию, он очень хорошо понимает, что грозит восточному флангу НАТО».
При этом в качестве оппонента голландскому премьеру была упомянута Венгрия, а не Польша. Ранее Будапешт заявил о своем несогласии с выдвижением Рютте на пост генсека Североатлантического альянса.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Нынешняя ситуация с выборами нового формального главы НАТО выглядит загадочной. И, судя по всему, началась она не сегодня, а в 2019 году, когда президент Франции Эммануэль Макрон в интервью британскому журналу The Economist заявил, что военно-политический блок Североатлантического альянса находится в состоянии «смерти мозга» из-за отсутствия координации между США и их европейскими союзниками. На тот момент можно было сказать, что диагностика французского президента связана с действиями американского президента Дональда Трампа, явно решившего отвязать США от европейского континента. Однако в марте 2022 года, когда главой Белого дома являлся антагонист Трампа, демократ Джо Байден, Макрон подтвердил, что не отказывается от сделанного заявления о том, что НАТО находилось в состоянии «смерти мозга», но отметил, что альянс обрел стратегическую ясность. Если судить по нынешним рассуждениям президента Франции, то «стратегическая ясность» Североатлантического альянса должна быть направлена на покорение России. Европе не выжить без поставок стратегического российского сырья, энергоносителей и не только. Но хочет его Европа получить за копейки, как она это делает в Африке.
Поэтому когда глава польской дипломатии говорит об отказе поддержать кандидатуру Рютте, это означает, что Варшава идет на раскол НАТО и попытке поддержать амбиции Парижа, решившего захватить Североатлантический альянс. Но есть и контригра, которую проводит Будапешт. Венгрия тоже выступает против того, чтобы голландский политик возглавил НАТО. Однако по другим причинам. Будапешт в данном случае выступает на стороне Трампа, готовящегося взять реванш на президентских выборах. В случае победы бывшего президента США американцы передадут управление Центральной и Восточной Европой венграм, а не полякам, которые показали, что их верность Трампу ничего не стоит. А тогда в принципе измениться вся конфигурация европейской архитектуры безопасности. Модель Европы от Лиссабона до Владивостока, которая подразумевала развитие ЕС за счёт российского сырья, будет не нужна Вашингтону, желающему поглотить европейскую экономику.
Нужен ли будет в таком случае американцам Североатлантический альянс? Напомним, что в момент его образования одной их целью НАТО считалось сдерживание немцев. Сейчас, с точки зрения Вашингтона, проблемой становится не Берлин, а Париж. Намерения Франции возглавить «стратегическую автономность» Европы могут представлять угрозу американским интересам. Европа может попробовать заместить США в роли глобального жандарма и вытеснить доллар в качестве ведущей валюты, заменив его евро. Для этого ЕС нужно будет подавить Россию и договориться с Китаем, реализовав свою концепцию евразийства. И тогда встанет вопрос, а нужно ли в принципе существование НАТО. Ведь его смогут заменить некие европейские силы безопасности, проецирующие военный потенциал ЕС как в Евразии, так и в Африке и Азии. В этом смысле демарш Сикорского выглядит ещё одним шагом по обретению Евросоюзом «стратегической автономии» от США. И, похоже, что Польше больше не нужен Североатлантический альянс, руководимый американцами.
Комментарии читателей (0):