Вчера Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по политике пространственного развития. Данный вопрос является чрезвычайно важным. От того, как в стране реализуется пространственная политика, зависит абсолютно все: начиная от демографии, заканчивая экономикой.
В настоящий момент действует Стратегия пространственного развития, принятая еще в 2018 году. Она носит абсолютно либеральный характер и своей главной целью ставит необходимость развития исключительно агломераций и городов-миллионников. Остальная территория России, по мнению авторов документа, является бесперспективной и из нее должны выкачиваться все возможные ресурсы.
Сейчас, в 2024 году, разрабатывается новая стратегия, которая будет действовать с 2025 года. От тех положений, которые будут в нее включены, зависит, без преувеличения, будущее нашей страны.
Сначала начнем с негативных моментов. За проведение пространственной политики традиционно отвечает Министерство экономического развития. Сейчас его возглавляет Максим Решетников. Надеюсь, эту должность ему осталось занимать не более двух месяцев, однако работа над документом идет уже сейчас.
При этом, конечно, Министерство экономического развития не является последней инстанцией и стратегические положения задает высшее руководство. Здесь обратимся к словам Михаила Мишустина, сказанные в ходе вчерашней сессии:
«В послании Федеральному собранию глава государства уделил этой важной теме (политике пространственного развития) большое внимание. В частности, вопросам территориальной связанности и снижения инфраструктурных ограничений в регионах, в том числе в сфере транспорта, энергетики. Благоустройства и повышения качества жизни в малых городах, исторических поселениях, сельской местности. А также мерам поддержки российских субъектов, в первую очередь тех, что расположены на границе страны. Это Калининградская область, Дальний Восток, Арктическая зона, Северный Кавказ и наши новые регионы.
Действующая сейчас стратегия была принята в 2019 году и разрабатывалась в других условиях. Поэтому задачи и инструменты реализации обновлённого документа должны учитывать текущие геополитические вызовы, региональные и муниципальные приоритеты».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Особо отмечу, что ни здесь, ни в других заявлениях Мишустин ни разу не упомянул такие понятия, как агломерации и города-миллионники. Наоборот, во многом речь шла о сбалансированном региональном развитии. А также о тех территориях, которые либо отстают в социально-экономическом отношении, либо являются стратегически важными (как, например, Калининград или Арктика).
Выделю также следующие заявления главы правительства:
«Теперь надо направить усилия на решение ряда первоочередных задач. Прежде всего – на сокращение различий по уровню экономики и социальной сферы среди российских субъектов. Для чего нужно сформировать соответствующие центры роста в регионах с учётом их потенциала - сельскохозяйственного, промышленного, логистического, обеспечить приток инвестиций и увеличение числа рабочих мест...
Поэтому важно повышать уровень самостоятельности территорий и совершенствовать государственное и муниципальное управление для принятия эффективных решений, направленных на улучшение ситуации в ключевых сферах.
Необходимо, чтобы всем была понятна модель, экономическая модель, по которой должны развиваться наши регионы с учётом именно территориального планирования, связанности и пространственного развития всей страны».
Из вышеприведенного становится предельно ясно, что политика пространственного развития претерпевает кардинальные изменения. Происходит отход от агломерационного в пользу фронтального развития всей территории страны. Признаки подобного проявлялись и ранее на протяжении последних нескольких месяцев, однако сейчас это стало очевидным.
Подобное не может не радовать. Ведь упор на агломерации ведет к деградации по всем направлениям. Даже с экономической точки зрения подобная политика не является целесообразной и несет огромные долгосрочные риски.
Однако нераскрытым вопросом остается главное целеполагание новой версии Стратегии пространственного развития. В идеале оно должно быть демографическим. Все ресурсы должны быть направлены на решение главной проблемы России – демографии. И Стратегия пространственного развития играет здесь ключевую роль, поскольку она определяет сведенную воедино политику разных направлений, начиная от расселения граждан, заканчивая размещением на территории экономических ресурсов.
Пока что нельзя сделать вывод о демографическом целеполагании новой стратегии. Скорее всего оно останется больше экономическим, но уже при совершенно иной парадигме. Да, отход от либеральных принципов – несомненный плюс, но необходимо идти дальше и ставить абсолютным приоритетом решение главной проблемы. Все остальное здесь вторично.
Комментарии читателей (1):
Ну, да и это говорит о том, что в России, как не было так и нет концепции построения будущей государственности России, с позиций которых бы оценивались все действия и бездействия управленцев и принимались соответствующие меры, чего не понимает Двинский и те, кто эти "стратегии" разрабататывает и при таких делах будет разрабатывать каждые 3-5 последующих лет
"Из вышеприведенного становится предельно ясно, что политика пространственного развития претерпевает кардинальные изменения. Происходит отход от агломерационного в пользу фронтального развития всей территории страны. Признаки подобного проявлялись и ранее на протяжении последних нескольких месяцев, однако сейчас это стало очевидным."
Из этого становится ОЧЕВИДНЫМ, что ни персонально Двинский, ни разработчики всевозможных "политик" так и будут продолжать толочь воду в ступе, ровно до тех пор, пока не будут оглашены концепция построения государственности России, понятная и привлекательная для статистически подавляющей части граждан, не населения, а именно граждан, России, после чего потребность в огромном количестве всевозможных экспертов, предсказателей, предрекателей и проТчих темнил с дурноцветами и пустоцветами, заклинателями соцстихии и т.д и т.п. по всему спектру наук и управления делами государственной и глобальной в целом значимости отпадет раз и навсегда