В Берлине в пятницу, 15 марта, прошел экстренный саммит Веймарского треугольника, участие в котором приняли канцлер Германии Олаф Шольц, президента Франции Эммануэль Макрон. Польшу вопреки прежней традиции представлял не президент, а премьер-министр – Дональд Туск. Темой саммита было обозначено оказание поддержки Украины и противодействие России.
Туск прилетел в Берлин после того, как 12 марта в Вашингтоне он и польский президент Анджей Дуда провели переговоры с президентом США Джо Байденом. Многие эксперты предполагали, что Байден сообщил своим собеседникам некие важные подробности относительно американского видения дальнейшего развития событий на европейском треке. Судя по утечкам польской прессы, для Европейского союза наступают новые времена. Как передает портал Wirtualna Polska, в последнее время «Вашингтон предлагает союзникам, в том числе Польше, остановить или заморозить войну на Украине на условиях Киева в течение двух лет», поскольку США намерены сосредоточиться в основном на тихоокеанском регионе и борьбе с Китаем, и «это убеждение разделяют как демократы, так и республиканцы». В этой ситуации Европе требуется «получить военное преимущество над Россией в течение двух лет».
По словам источников портала, главный вывод из переговоров в Берлине заключается в том, что военная помощь киевскому режиму будет ускорена, на чём собираются настаивать Германия, Польша и Франция. В Европе пройдёт срочная инвентаризация складов, чтобы боеприпасы, которыми европейские страны до сих пор не хотели делиться, всё же попали на Украину. Анонимный информатор заявил изданию:
«Самые важные месяцы впереди. Задача-минимум состоит в том, чтобы ситуация на украинском фронте, по крайней мере, не ухудшилась до конца года. Мы понимаем, что до осени, до выборов в США, Европа должна взять дело в свои руки и помочь Киеву. Речь идёт о том, чтобы аккумулировать европейские средства и потратить их на помощь Украине и закупку вооружений».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Предполагается, что Берлин дал своё согласие на то, чтобы на эти цели пошли доходы от замороженных российских активов в размере 4,5 – 5 миллиардов долларов в год.
В последний раз объединённая Европа под руководством нацистской Германии бросала военный вызов России во время Второй мировой войны. Разгром Третьего рейха англо-американо-советской коалицией привел к установлению мира на континенте, который гарантировали США и СССР. Несмотря на холодную войну и противостояние западного и восточного блоков, «горячие» столкновения между ними происходили за пределами Европы. Уход Советского Союза из Европы привёл к тому, что прежняя архитектура безопасности стала разрушаться, что вызвало потрясения на континенте, в частности, бомбёжку Югославии западным альянсом. Сегодня Вашингтон предупреждает европейцев, что и он покидает Европу, это сделает демократическая администрация в случае переизбрания Байдена и тем более республиканская, если к власти вернётся Дональд Трамп. Что в этом случае ожидает континент? Какой окажется сумма векторов интересов стран-членов ЕС?
На саммите Веймарского треугольника Шольц, Макрон и Туск пытались на публике демонстрировать единство. Такое показное сплочение должно продемонстрировать остальным европейским государствам, что в Евросоюзе есть альянс лидеров, которые знают, как надо действовать в условиях отсутствия в перспективе над континентом американского «военного зонтика». Поскольку в ЕС, как замечает польская газета Rzeczpospolita, есть Италия, Испания и Португалия, на словах нацеленные на оказание помощи киевскому режиму, однако на деле слишком мало делающие что-либо для этого. Проблема заключается в том, что согласия нет пока что в самом Веймарском треугольнике. По словам британского политолога Криса Морриса, «мы имеем не только три набора национальных приоритетов, но и три разные политические личности». Как считает Моррис, саммит в Берлине не оправдал надежды тех, кто ожидал «недвусмысленную демонстрацию единства», что «в дальнейшем будет иметь весьма негативный оттенок и, возможно, даже придаст смелости России».
Канцлер Шольц опасается эскалации конфликта с Москвой. В Германии усиливаются антивоенные настроения. На этом фоне, замечает сеть немецких газет RND, Шольц «видит возможность завоевать популярность в позиционировании себя в качестве канцлера мира» и «это новая стратегия социал-демократический партии ввиду растущего скептицизма среди населения по поводу поддержки Украины». Союзник канцлера, глава фракции СДПГ в Бундестаге Рольф Мютцених на днях задался вопросом: «Не пора ли нам не только поговорить о том, как вести войну, но и подумать о том, как мы можем заморозить ее и позже закончить?». Однако президент Макрон, считают немецкие издания, находится под не менее огромным давлением внутри страны, но «свой шанс на завоевание популярности он видит в таком подходе к России, при котором Франция покажет себя готовой пойти на любые меры».
Макрон не против расширить фронт конфронтации с Москвой. Выступая по итогам саммита Веймарского треугольника, он заявил, что «мы втроем объединились, чтобы оказать Молдавии большую поддержку», что предполагает повышенную деятельность Парижа на этом направлении с перспективой роста антироссийских провокаций. Однако «возобновление активности Франции на востоке» может дать обратный эффект, пишет американский портал Politico, если «Германия будет чувствовать себя загнанной в угол, считает дипломат из одной из европейских стран». Как подчеркивает издание, «исторически сложилось так, что зона влияния Германии простирается на восток», отчего «возникает вопрос, не пытается ли Франция обогнать Германию на её восточном фланге».
Что касается Туска, то он склоняется больше на сторону Парижа. В частности, премьер поддерживает французскую инициативу о создании фонда в размере 100 миллиардов евро в целях развития европейского военно-промышленного комплекса. Помимо того, Туск ищет дополнительную «страховку» в ситуации, когда американцы предупреждают о своем уходе из Европы, и находит ее в Париже. Но такая политика премьера подливает керосин в «польско-польскую войну». Ведь президент Дуда и связанная с ним оппозиционная партия «Право и Справедливость» (PiS) полагаются практически исключительно на США не только в вопросах безопасности. Для PiS диалог с Вашингтоном важен и с точки зрения противостояния ныне правящим европейским элитам, которые хотят полного ухода «Права и Справедливости» с политической сцены в Польше и Евросоюзе.
Так что отказ Шольца, Макрона и Туска отвечать на вопросы журналистов по завершению саммита Веймарского треугольника не удивителен. Их могли бы загнать в угол и обнажить существующие противоречия. Но нельзя также и твердо быть уверенным в том, что разногласия между Парижем, Берлином и Варшавой не будут в конечном итоге сглажены, после чего объединенная Европа продемонстрирует готовность вступить в «горячую фазу» конфликта с Россией. Такой сценарий Москва тоже должна держать на столе.
Комментарии читателей (1):
Возникает впечатление, что для автора, в случае ухода США, успешко противостоять России способна только европейская объединенная армия скунсов. Автор углубленно рассматривает варианты вони и смрада, проблемы испугают Россию и тем обеспечат европе успехи. При это автор не упускает важность надувания щек и кривляние европейцев, их умение делать топ ногой и корчить из себя не просто зловоние и злословие, а превратить его в невиданно грозное шутовское представление. Все это в совокупности якобы сможет привести европу к победе.
Но есть ведь и другие важные факторы, которые автор вероятно считает третьестепенными и потому их даже не упомянул. Это вопросы наличия необходимых ресурсов, умения их концентрировать и эффективно использовать. И тут картина совершенно противоположная. И первостепенными будут не только ресурсы, но и такие факторы как время и текущее состояние экономики европы.
Если на вопросы зловония и кривляния "глупая" Россия внимание не обращает, то в вопросах ресурсов и технического превосходства она обеспечила на ближайшие 2-3 года свои технические преимущества. Даже если США не уйдут, то западу потребуются громадные ресурсы и 4-5 лет, что бы приблизиться к некоему околопаритетному уровню. Но таких ресурсов у них нет и не предвидится, да и никто им столько времени не отпустит.