Американцы не в восторге от нынешних кандидатов в президенты, баллотирующихся от двух основных партий, одному из которых 81 год, а другому 77 лет. Оба они, что греха таить, непопулярны. У Дональда Трампа рейтинг одобрения 44 процента, у Джозефа Байдена дела обстоят ещё хуже — всего 38 процентов. 19 процентов избирателей, считающих, что для большой политики стары оба, — тревожный звонок для правящей элиты страны.
Недовольство состоянием внутренних и внешних для страны дел непосредственно сказываются на перспективе Байдена на переизбрание. Две трети населения считает, что страна движется в неправильном направлении. Доля же тех, кто придерживается противоположного мнения, стабильно удручающая — всего 24 процента, хотя и несколько выправилась по окончании эпидемии ковида и связанных с этим ограничений.
Предвыборный матч-реванш между Джо Байденом и Дональдом Трампом, вероятно, ощущается как дежавю для многих избирателей в Соединенных Штатах. Энтузиазм по поводу чисто американского шоу довольно низкий. Тем не менее, несмотря на предполагаемое желание американцев голосовать за «третью партию» или независимого кандидата, чтобы сломать бинарную электоральную модель, на нынешней политической реальности это никак не отражается. Почему? Ключевым фактором этой реальности является то, что успех на американских выборах, как правило, определяется способностью мобилизовать такие ресурсы, как большие деньги, организационная поддержка и нужная подача информации/освещение в СМИ. Растущая поляризация общества, безусловно, может подтолкнуть избирателей к рассмотрению кандидатур независимых кандидатов. Однако кандидатам от третьих партий и независимым трудно пройти фильтры избирательных кампаний в конкуренции с крупными партиями, когда дело доходит до сбора средств и доступа к ресурсам. Ещё одной серьёзной проблемой является сама избирательная система, которая благоприятствует политикам из двух основных партий. Об этом свидетельствует история США.
Однако на президентских выборах в США в 2024 году один кандидат может изменить ситуацию. Это Роберт Кеннеди-младший. Опросы показывают, что Кеннеди, который отказался от участия в праймериз Демократической партии и теперь баллотируется как независимый кандидат, имеет потенциальную долю голосов за него до 15 процентов. Этого мало для победы, но может «оттянуть» голоса избирателей и от Байдена, и от Трампа, и тем самым внести коррективы в ход и результаты президентского марафона.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В условиях поляризованного политического климата Кеннеди мог бы найти большую поддержку со стороны общественности, считают политологи. Согласно недавнему отчёту Economist/YouGov, Кеннеди является одной из самых популярных фигур в национальной политике. 47 процентов американцев относятся к нему положительно и 35 процентов отрицательно. В том же докладе 49% респондентов положительно относятся к Трампу, в то время как 48% относятся к нему отрицательно. И наоборот, 42 процента относятся к Байдену положительно, а 54 процента относятся к президенту отрицательно. Впечатляющая разница.
Но кто такой Роберт Френсис Кеннеди-младший? Член клана Кеннеди, нашедший поддержку у избирателей Демократической партии, вероятнее всего, благодаря своей фамилии. Он племянник бывшего президента США Джона Кеннеди и сын бывшего генпрокурора США Роберта Кеннеди, кандидата в президенты, убитого в 1968 году, как гласит официальная версия, от руки убийцы-одиночки, совсем как его старший брат. Удивительная коллизия. 19 апреля 2023 года Кеннеди-младший объявил о выдвижении своей кандидатуры от Демократической партии на выборах президента США. Громких достижений за ним не замечено. Практикующий юрист, преподаватель, ещё, как говорят, антипрививочный (в отношении ковида) активист. Но что любопытно, он пользуется поддержкой избирателей Республиканской партии из-за своей оппозиции Байдену на праймериз.
Большой разрыв в энтузиазме между сторонниками двух основных партий создаёт окно возможностей для сильного независимого кандидата. Кеннеди может потенциально и опосредовано повлиять на исход выборов, а Байден, в свою очередь, потерять избирателей в критически важных штатах Пенсильвания, Аризона, Джорджия и Мичиган, выборы в которых Байден с небольшим перевесом выиграл у Трампа в 2020 году. Было бы логично, если бы недовольные избиратели Трампа, демократы, которые не поддерживают Байдена, и избиратели, которые не поддерживают ни одного из кандидатов, сместились в центр и объединились в пользу Кеннеди. Но…
Согласно отчету Института Гэллапа, опубликованному в октябре прошлого года, 63 процента избирателей полагают, что Республиканская и Демократическая партии одинаково «плохо справляются» с функцией представления их интересов во власти, и что существует необходимость в создании третьей крупной партии. Эта цифра — самый высокий показатель с тех пор, как Институт Гэллапа впервые поднял этот вопрос в 2003 году. Более того, некоторые утверждают, что участие в гонке кандидата от третьей партии отразил бы преимущества американской модели демократии. Ну, а пока вопрос с «манчжурским кандидатом» остается открытым, опрос нынешний, проведенный газетой «Нью-Йорк Таймс» и Сиенским колледжем (New York Times/Siena College), выявил слабости внутри Демократической партии, и в том числе среди её традиционных избирателей — женщин, чернокожих и латиноамериканцев. В целом, доля избирателей, которые категорически не одобряют то, как президент Байден справляется со своей работой, достигла 47 процентов.
Президент Байден изо всех сил пытается преодолеть сомнения в своём лидерстве внутри собственной партии и широкое недовольство курсом страны. Как тут не поверить очередному плановому обследованию его здоровья в военно-медицинском центре имени Уолтера Рида в штате Мэриленд, которое выявило, что он полон сил и свеж как огурчик.
«Всё отлично», — сказал Байден.
И это разом развеяло все слухи и сплетни о нём, как о «пожилом человеке с плохой памятью», которые распространяли его недруги. Правда, врач Белого дома почему-то (на всякий случай?) отказался от проверки когнитивных способностей президента. Но это его прерогатива, судить не берёмся.
Названный опрос наглядно иллюстрирует (не)популярность обоих претендентов на Овальный кабинет в Белом доме. На вопрос «Если бы президентские выборы 2024 года проходили сегодня, за кого бы вы проголосовали?» от опрошенных 980 американцев были получены следующие ответы:
Трамп — 48%,
Байден — 43%,
Не знаю/отказался — 10%.
Опрос New York Times/Siena College среди избирателей праймериз от Демократической и Республиканской партий, проведенного с 25 по 28 февраля 2024 года. Погрешность выборки составляет плюс-минус 3,5 процентных пункта.
В то время как Трамп, с некоторыми оговорками, сумел поставить Республиканскую партию «под ружьё», у действующего президента дела складываются не лучшим образом. Республиканская партия сегодня, по сути, представляет собой коалицию крайне правых и консервативных фракций, а влияние Трампа на партию неоспоримо. Губернатор Флориды Рон ДеСантис, который изначально считался его главным соперником в предвыборной кампании, снял свою кандидатуру, поняв бесполезность своего участия в гонке. Попытки Ники Хейли оспорить это также не дали эффекта: поражения на праймериз в штатах следуют одно за другим. Конфронтация Трампа (в первую очередь, благодаря личностным качествам) с истеблишментом и разведывательным сообществом во время его первого президентства сделала республиканскую коалицию уязвимой для критики. Если Трамп всё же будет переизбран, его фракция станет тотальным победителем в схватке с «вашингтонским болотом».
Проблема вовсе не ограничивается республиканцами. Политическая система США основана, как известно, на двухпартийном балансе сил. Распад республиканской коалиции может повлиять и на альянс фракций внутри Демократической партии. Разрыв и сходство между двумя партиями наглядно проявляется и в последние дни: только 23 процента избирателей-демократов на минувших праймериз в Мичигане заявили, что они с энтузиазмом относятся к выдвижению президента Байдена на второй срок, — и это вдвое меньше, чем доля республиканцев, последователей Трампа. Причём, гораздо больше демократов недовольны партийным лидерством Байдена (32 процента), чем республиканцы Трампом (18 процентов).
«Если мы получим Трампа ещё на четыре года, мы немного улучшим экономические показатели, — говорит Оскар Ривера, 39-летний независимый избиратель, владеющий бизнесом в Рочестере, штат Нью-Йорк. - Байден? Я не знаю. Похоже, что мы слабы, Америка слаба. Нам нужен кто-то посильнее».
Что это, как не глас глубинного государства? И на то есть причины. Политика Трампа воспринимается избирателями более благосклонно, чем политика Байдена. 40 процентов избирателей заявили, что Трамп помог им лично по сравнению с 18 процентами, которые сказали то же самое о Байдене.
Нынешняя политическая система в США, похоже, достигла пределов мимикрии и приспособленчества из-за вошедших в кровь системы предвыборных махинаций, крайней поляризации избирателей и ослабления справедливого и равного участия во власти, с позволения сказать, представителей народа. Эти тенденции, вероятно, не являются тем видением страны, которое было у ее отцов-основателей. С этой точки зрения альтернативные кандидаты вне двухпартийной системы могли бы (теоретически) набрать популярность у избирателей, если к ним будут благосклонны СМИ и финансовые воротилы, спонсирующие избирательные кампании.
Мы бы воздержались от дальнейших прогнозов на предмет того, что это (не)далекое будущее страны. Политическая обстановка внутри США кардинально меняется, тенденции к переменам все громче заявляют о себе, недовольство населения растет, но предсказывать что-либо в этих условиях, на наш взгляд, означало бы гадание на картах Таро или на кофейной гуще. Поживем-увидим, как говорится. Цыплят по осени считают.
Комментарии читателей (0):