Сионизм, формирование и развитие на Ближнем Востоке

27 февраля 2024  10:41 Отправить по email
Печать

В 1930-е годы положение на Ближнем Востоке резко усложнилось, связано это было с усиливающейся иммиграцией евреев в Палестину. Она началась в 1880-е годы, вместе с ростом преследований евреев в Российской империи. В 1881 году в Одессе Ехуда Пинскер и Моше Лиленблюм организовали общество Ховейвей Цион – «любящие Сион», которое предполагало необходимость организации переселения евреев на историческую родину. Уже в 1882 году первая волна переселенцев из России появилась в Палестине, финансовую поддержку им оказывал барон Эдмунд Ротшильд. В 1888-1889 гг. общество имело уже 138 отделений и почти 14 тыс. членов. В 1897 году на Всемирном еврейском конгрессе в Базеле основатель сионизма Теодор Герцль провозгласил необходимость возвращения евреев в Палестину. В своей программной работе «Еврейское государство», немедленно переведенной на несколько языков, включая русский, он заявлял, что положение евреев «более, чем незавидное», и что «все народы, у которых живут евреи, явные или замаскированные антисемиты».

Выход, с точки зрения Герцля, был один – создание собственного государства. В конце XIX века для евреев существовало две возможных перспективы его создания – выкуп земли у Аргентинской республики или воссоздание государства в Палестине. В начале XIX века еврейская община здесь была еще невелика. Население Иерусалима в 1806 году, например, насчитывало всего 8 774 чел., их них иудеями было около 1 тыс. чел. Картина почти не менялась. В 1880 году в Палестине проживало только 35 тыс. иудеев, община росла медленно. 24 тыс. из них были ортодоксальными иудеями, которые не имели ничего общего с сионистами. Их общины находились в городах, где имелись важные для иудаизма святыни - Иерусалиме, Хевроне, Сафеде (совр. Цфат, Израиль), Тиберии (совр. Тверия, Израиль).

Всего в Палестине в 1881 году проживало около 500 тыс. человек, арабское население делилось на мусульман, это были представители местной элиты и многочисленные крестьяне-феллахи, и христиан, которые составляли ¾ населения городов. Арабское население не было единым, сказывались не только религиозные, но и племенные противоречия, истоки которых восходили еще ко времени завоевания этих земель первыми халифами. Основу экономики региона составляло сельское хозяйство и обслуживание паломничества ко Святым Местам. 40% всего экспорта из Палестины в начале XX века составляли апельсины, кроме того, здесь выращивалась пшеница, ячмень, кукуруза, кунжут, производилось оливковое масло и разного рода мыла. Имелись небольшие заводы по переработке сельскохозяйственной продукции, в городах самым массовым производителем оставался ремесленник-кустарь.

В 1900 году Герцль заявил, что существует 2 вида сионизма: практический, сторонники которого считают необходимым немедленно начать переселение в Палестину и политический, сторонники которого хотели для начала получить Палестину от Великих Держав для создания там еврейского государства. Сам он называл себя сторонником второго решения. На практике Герцль однозначно склонялся в пользу Палестины и в качестве метода действий предлагал организованный выкуп земель. Им были предложены и три источника для сбора средств: государственный банк, общественный банк, всеобщая подписка. Подобного рода учреждения для скупки земель в Палестине стали возникать и в России – акция всего в 10 рублей «Еврейского колониального банка» давала владельцу право на «законно-гарантированное убежище в Палестине». Еврейская иммиграция в Палестину начала быстро расти. В 1900 году здесь проживало уже 70, а в 1904 году – 85 тыс. евреев. Появились сельскохозяйственные посеения иммигрантов, располдагавшихся на землях, приобретенных у представителей правительства. Уже в 1886 году произошел первый конфликт между поселенцами и феллахами. В 1897 году муфтий Иерусалима Мухаммад Тахир аль-Хуссейни собрал комиссию из местных арабских лидеров, которой удалось на несколько лет остановить продажу земли евреям на несколько лет. Рост антиеврейских выступлений в начале XX в., и особенно Кишиневский погром в апреле 1903 года привел к росту еврейской эмиграции из Российской империи. В том же году Герцль посетил Петербург и встретился с министром Внутренних дел В.К. фон Плеве. Герцль просил повлиять на правительство Оттоманской империи для принятия эмигрантов-иудеев из России. Плеве обещал не препятствовать сионистам, если они будут работать в пользу выезда евреев и создания их нового национального дома в Палестине.

Увеличение иудейской общины Палестины совпало с периодом экономического упадка арабского землевладения и оттоком части крестьянского населения в другие районы Оттоманской империи. Иммигранты при помощи широкой финансовой поддержки из Европы и США начали выкупать земли у арабских старейшин и вождей кланов. В начале 1880-х годов 250 арабских семей владели в Палестине 4,143 млн. дунамов[1] земли (включая значительные участки земли, которую невозможно было обрабатывать), феллахи работали на земле в качестве арендаторов, впрочем, и крестьянские семьи часто арендовали участок из поколения в поколение. Если ранее еврейского землевладения в регионе практически не было (первая покупка была проведена в 1855 году сэром Мозесом Монтефиоре), то теперь картина начала меняться. Если в 1882 году иудеи владели 22 530 дунамов, то в 1900 году эта цифра выросла уже до 218 170 дунамов.

Рост еврейской общины, еврейских организаций, еврейского землевладения и еврейской иммиграции вызвал опасения у части арабского населения, с 1908 года появились признаки резкого ухудшения арабо-еврейских отношений в Палестине. Евреи-ашкенази из Европы не походили на представителей традиционной немногочисленной иудейской общины Палестины, их появление привело к резкому изменению структуры общества. Арабы относились к мигрантам крайне недоброжелательно. Заявления лидеров сионистов не настраивали их на другой лад. Один из последователей Герцля, выходец из «русской Польши», ставший британским писателем - Израэл Зангвилл в начале XX в. сформулировал отношение к Палестине следующим образом, который отрицал возможность учета интересов проживавших здесь большинства: «Страна без народа для народа без страны.» Зангвилл был последователен, и после окончания I Мировой войны одним из первых заявил о невозможности сосуществования евреев и арабов и предложил организовать депортацию последних.

В 1914 году примерно 12 тыс. евреев проживало в сельскохозяйственных поселениях, представлявших собой замкнутые самоуправляющиеся общины, свыше 70 тыс. евреев жило в городах, половина из них – в Иерусалиме. В начале XX века сионисты пользовались поддержкой со стороны кайзеровской Германии. Великий Герцог Баденский Фридрих-Вильгельм покровительствовал Герцлю, кайзер Вильгельм не возражал против планов переселения евреев. Во время визита в Оттоманскую империю в 1898 году он даже попытался убедить султана отменить указ об ограничении права евреев на покупку земли в Палестине. Впрочем, когда Абдул-Гамид отказался, Вильгельм II не стал настаивать. Заметная часть иммигрантов были бывшими подданными Второго рейха. Из всех Великих Держав только Германская империя оказывала помощь сионистскому движению. С этой целью было учреждено и активно работало «Общество помощи немецких евреев».

В 1914 году в Палестине насчитывалось около 50 тыс. евреев – выходцев из Российской империи, посол Германии в Оттоманской империи барон Ганс фон Вангенгейм заступился за них перед османскими властями, убедив турецких чиновников, что эти иммигранты не представляют для них угрозы. Но в последующие годы Первой Мировой войны покровительство сионистам перешло к союзникам по Антанте. В 1917 году еврейская община США добилась заявления правительства своей страны о поддержке планов создания в Палестине еврейской республики после окончания войны и освобождения этих территорий от турок британскими властями. Эта идея получила поддержку сионистов России. На своем съезде они приняли обращение от имени делегатов-солдат Действующей армии, призвавших к поддержке А.Ф. Керенского и доведения войны до победного конца: «Мы верим, что российская демократия, провозгласившая освобождение всех народов мира, поймет вековые стремления нашего народа к свободе и национальной жизни и поддержит еврейство также и в борьбе за создание национального центра для еврейского народа в его исторической отчизне – Палестине.»

Не сразу, но идея использовать проект создания еврейского государства для оказания влияния на еврейскую общину России, была поддержана и Лондоном. Союз британцев с Хашимитами и сионистами определил направление развития политических процессов на Ближнем Востоке. Правительство Великобритании использовало арабское национальное движение в борьбе с Османской империей, а шериф Мекки Хуссейн планировал создание крупного арабского государства. 2 ноября 1917 г. была принята знаменитая декларация министра иностранных дел Великобритании лорда Бальфура. В ней говорилось о создании в Палестине «национального дома (national home) для еврейского народа» при том, что «не будет сделано ничего для того, чтобы нанести ущерб гражданским и религиозным правам существующим не-еврейским общинам и политическому статусу, который имеют евреи в другой стране.» В британском МИДе после этого шутили: «Палестина – дважды Земля обетованная.»

Большую роль в принятии декларации сыграл Хаим Вейцман – выходец из России, получивший в 1913 году британское подданство. Выдающийся химик, он был назначен в 1915 году химическим советником по производству ацетона, необходимого для производства кордита - взрывчатки, используемой в Англии. Вейцман был вице-президентом Сионистской федерации Британии, вхожим в правительство Великобритании и отстаивавшим там планы возвращения евреев в «Землю Обетованную». Поддержку этим идеям оказывал и член Палаты Лордов Натан Ротшильд[2] – глава британской ветви этой семьи. «Поддержать сионистов, — объяснял Ллойд-Джордж смысл принятого документа, — это было с точки зрения Антанты в значительной степени военным мероприятием. Не приходится удивляться, что евреи по большей части не сочувствовали России, а это шло на пользу центральным державам.» Кроме того, по планам Лондона поддержка сионистов должна была обеспечить армии новый источник пополнения, создать опору британской политике в Палестине среди еврейских поселенцев, не только против немцев и турок, но и в будущем против французов. Эта поддержка предполагала и создание благоприятных условий сионистам для выкупа, в том числе и насильственного, земель у арабских владельцев.

Перелома в настроениях русского фронта и русского еврейства добиться не удалось, но поселенцы радостно приветствовали приход британской армии в Палестину. 9 декабря 1917 года турецкий губернатор Иззет-паша покинул Иерусалим, мэр города Хуссейн аль-Хуссейни, сопровождаемый толпой из представителей всех религий и двумя жандармами с белыми флагами отправился искать победителей с ключами от Священного города и наткнулся на патруль Лондонского полка. Солдаты отправили делегацию к начальству. 11 декабря генерал Алленби пешком вошел в Иерусалим через Яффские ворота. Это был демонстративный акт смирения. Осенью 1898 года кайзер посетил Палестину и Сирию, в Иерусалим он въехал на белом коне в расшитой золотом формею Вслед за этим Вильгельм II отправился в Дамаск, где над могилой Салах ад-Дина заявил, что является другом халифа-султана и покровителем 300 млн. мусульман, рассеянных по всему миру. Алленби сразу же заявил, что будет уважать и защищать интересы всех религий. Сионисты демонстрировали лояльность. В 1918 году из числа добровольцев из стран Антанты и поселенцев был создан «еврейский полк» или «еврейский легион».

Британцы пришли в тяжелое время для региона. Население Палестины в 1914 году оценивалось приблизительно в 790 тыс. чел. (до 1922 г. переписи населения не было). В 1918 году его численность сократилась до 600 тыс. чел. Война разорила регион. Положение было тяжелым. Британское правительство никогда не было единым в отношении того, трактовать ли обещание относительно «national home» как обещание государства или права на поселение. Среди государственных деятелей были сторонники как одной, так и другой трактовки этого оборота, а в 1920 году последовало официальное заявление о том, что Вейцман не имеет права объяснять намерения правительства Его Величества. В 1917-1920 гг. Палестина находилась под военным управлением, которое возглавил генерал Алленби, реально управлением занимался один из организаторов Арабского восстания бригадный генерал сэр Гилберт Клейтон. Территория была разбита на 5 округов с военными губернаторами во главе.

Алленби управлял территорией на основе введенного военного положения, но лично в детали предпочитал не вмешиваться. Его подчиненный – генерал Мани – свое положение описал следующим образом: «Я – абсолютный правитель и не отчетен ни перед кем, кроме Начальника (т.е. Алленби – А.О.), который дат мне свободу рук.» Число военных губернаторов менялось, их увеличили с 5 до 13, затем сократили до 10. Преемники Алленби на посту главы военной администрации Палестины – генерал-майоры Артур Виграм Мани, Гарри Девич Вотсон, Луи Болс последовательно выступали против поддержки сионистов и проведения политики баланса между иудейской, мусульманской и христианской общинами, считая такую политику гарантией мирного контроля над территорией. В 1920 году полномочия военной администрации были прекращены. 7 июля 1920 года права, дарованные еврейским переселенцам и нееврейским общинам Палестины, были подтверждены в заявлении короля Георга V, был назначен и первый британский Высокий комиссар Палестины – сэр Герберт Самуел.

Самуел был первым некрещеным евреем, который в 1909 г. стал членом британского правительства. До 1914 года он не был замечен ни в контактах с сионистами, ни в поддержке их проектов. К 1919 году он стал одним из самых видных и влиятельных их сторонников. Он был одним из политиков, продвигавших декларацию Бальфура и близким другом Вейцмана. Но, будучи британским чиновником, он понимал необходимость диалога с арабами. В 1920 г. был создан совещательный Совет при высоком Комиссаре, в который вошли 11 чиновников и 10 представителей общественности, большинство из которых были арабами. (4 мусульманина, 3 христианина и 3 иудея). Права всех общин были подтверждены и в мандате Лиги Нации Великобритании на управление Палестиной от 19 апреля 1922 г., который к тому же вводил на территории самоуправление(ст.15), признавал её официальными языками английский, арабский и иврит(ст. 22).

Британская администрация симпатизировала сионистскому движению, в той или иной степени эти идеи поддерживали премьер-министры от Дэвида Ллойд-Джорджа до Невилла Чемберлена, и такие политики, как Леопольд Эмери, Антони Иден и др. Отдельную позицию поначалу занимал Уинстон Черчилль, который в 1919-1920 годах с опасением относился к еврейским организациям, считая, что все они так или иначе связаны с большевиками. Это соответствовало настроениям британских правых. Но в британской прессе высказывалась и мысль о том, что населенная евреями Палестина со временем может стать таким же доминионом, как Канада, Австралия или Новая Зеландия. Ну, а пока что она управлялась Colonial office, т.е. министерством по делам колоний, а в таком болезненном вопросе, как собственность на землю британские чиновники исходили из норм, применяемых ими на Кипре, Цейлоне и Таганьике. Администрация Палестины в 1921 году состояла из 268 британцев и 2 222 туземцев. Высшие чиновники были преимущественно христианами – 247 чел. (165 британцев и 82 палестинца), 63 были мусульманами и 50 иудеями (14 британцев и 36 палестинцев). Казалось бы, относительное равенство в представительстве во власти было гарантировано.

[1] местная единица площади. 1 турецкий дунам равнялся 913,9 кв.м., 1 метрический дунам равнялся 1 тыс. кв.м. или ¼ акра.

[2] умер в 1915 г.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть