Заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд в интервью CNN Turk, заявила, что Турцию вернут к участию в программе F-35 только в случае, если она откажется от приобретенной у России системы ПВО С-400. По ее словам, «сначала мы должны решить этот вопрос, и, решая его, мы также должны обеспечить, чтобы у Турции была мощная противовоздушная оборона».
Напомним, что после одобрения парламентом Турции членства Швеции в НАТО президент США Джо Байден направил письмо Конгрессу с призывом одобрить заявку на продажу Турции модернизированных истребителей F-16. Это поддержал и госдеп США, заявляя, что «Турция получит парк модернизированных многоцелевых боевых самолетов, которые позволят ей обеспечить защиту своего воздушного пространства, способствовать миссиям НАТО по сохранению региональной безопасности и защите союзников по Альянсу, а также поддерживать совместимость с США». Но и тут могут возникнуть проблемы. Во-первых, против продажи Турции истребителей F-16 в США активно выступают греческие и армянские лоббисты в конгрессе. Во-вторых, даже если сделка и получит одобрение в конгрессе, на ее практическую реализацию, как полагают эксперты, могут уйти годы. Компания Lockheed Martin, производящая эти истребители, направила весь свой мощный производственный потенциал на выполнение многочисленных заказов на истребители пятого поколения F-35. А на F-16 выстроилась очередь: Бахрейн, Словакия, Марокко, Тайвань и Болгарии. А решение Анкары закупить у США истребители F-16 возникло после ее выхода из программы истребителей F-35.
Таким образом, Нуланд своеобразно закольцевала ситуацию с приобретением Турцией военных самолетов. Интрига тут как раз в том, что Анкара увязывала продажу американских истребителей с членством Швеции в НАТО и вроде бы добилась формальной поддержки по F-16 от администрации США, но попала в «коридор ожиданий». Теперь по F-35 ее вновь завязывают на решение вопроса с С-400. Причем все это, как пишет турецкая газета Aydinlik, «связано со стремлением изменить определенные направления в ее внешней политике, противопоставить соседней Греции, испортить отношения с Россией, и вообще «впихнуть в водоворот» на Ближнем Востоке». Похоже, что Турции не хотят простить того унижения, через которое прошли многие западные политики, включая и американских, пытаясь урегулировать вопросы о вступлении в НАТО Швеции и Финляндии, к которым Турция выдвинула ряд ультиматумов. В этой связи Анкару стали выставлять «белой вороной» в НАТО
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не случайно и то, что на Западе все чаще стали возникать дискуссии об исключении Турции из НАТО. Вспомним, что писал по этому поводу американский историк, президент аналитического центра Ближневосточного форма Даниэль Пайпс: «С 1952 по 2002 год Турция была очень хорошим союзником НАТО, но последние 20 лет стала крайне плохим. Даже не союзником. Анкара проводит политику, враждебную членам НАТО, таким как Греция, она вторглась в Сирию, угрожает Европе сирийскими мигрантами, покупает комплексы С-400 у России». В ответ в Анкаре видят, что Турцию выдавливают из НАТО и тоже не случайно там стали раздаваться призывы создать альтернативный военный альянс для тюркских и исламских стран.
В то же время есть устойчивое ощущение, что ресурс турецкой политики в отношении Запада с расчетом на получение от него каких-то «бонусов» почти исчерпан, выступать внутри НАТО в роли «оппортуниста», не поддерживать «Рамштайн» с его отправками вооружений на Украину становится труднее. Вашингтон толкает Анкару к принятию решений. Но она тоже ведет свою игру, понимая, что во многом благодаря сотрудничеству с Россией, а не с Западом ей удалось пробиваться в «высшую лигу» мировой политики. А американцы хотят загнать ее во «второй дивизион», вновь встроить в фарватер своей политики. Так что туркам есть из чего выбирать.
Комментарии читателей (1):