В самом начале 2024 года стало известно о строительстве двух дизель-электрических подводных лодок модели А26 в Швеции. Суда должны спустить на воду в 2027 и 2028 годах, после чего они отправятся на патрулирование восточных районов НАТО в Балтийском море отслеживать морскую военную активность Москвы. А26 станут первыми подводными лодками Швеции, построенными с середины 1990-х годов. Сейчас подводный флот страны представлен четырьмя судами.
Угроза России?
Швеция — не единственное европейское государство, которое «возрождает» свой подводный флот. Норвежский военно-морской флот сейчас занимается строительством четырёх подводных лодок, которые спустят на воду к 2029 году. Великобритания планирует нарастить подводный флот до семи судов до конца десятилетия. А Дания, вообще отказавшись в 2004 году от подлодок, планирует вновь найти ресурсы на их строительство.
При всех попытках стран Европы нарастить военно-морской подводный флот стоит иметь в виду два фактора. Во-первых, даже при исполнении всех европейских планов по строительству подводных лодок к концу десятилетия общее количество судов будет несоизмеримо малым по сравнению с существующим российским флотом. Только на вооружении Северного флота стоит 42 подводные лодки и 41 надводный корабль.
Во-вторых, Москва активно наращивает свой подводный и надводный флот. За 2023 год на воду было спущено пять новых подводных лодок. Поэтому говорить о какой-то реальной угрозе в ближайшей перспективе не совсем целесообразно. А вот спровоцировать локальные стычки рост напряжения вполне может.
Севморпуть в безопасности
Любое наращивание военной силы, особенно стран, входящих в блок НАТО, увеличивает риски российских проектов. Это касается и Северного морского пути. Однако из-за новых шведских подводных лодок говорить о серьёзной угрозе преждевременно.
Основной трафик СМП приходится на Северный Ледовитый океан, а к конечной точке морского маршрута в Мурманске подобраться подлодки не смогут.
Кроме того, Европа всё ещё продолжает активно покупать арктический СПГ у России, который доставляется морем. Гипотетическое обострение ситуации вдоль маршрута из российской Арктики в Европу сделает хуже самим же европейцам.
Денис Ивановский, обозреватель-международник, член Центра евразийских исследований Санкт-Петербургского университета, специально для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):