Денонсируем не действующее рыболовное соглашение с Великобританией 1956 года и сохраняем аналогичное соглашение с Японией 1998 года. Что это двойной стандарт или очередные «рыболовно-дипломатические» игры на публику? Подробности в статье члена Научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, профессора Вячеслава Зиланова.
Как сенсацию преподнесли в СМИ решение правительства Российской Федерации от 16 января 2024 года о денонсации Соглашения между правительством СССР и правительством Великобритании и Северной Ирландии о рыболовстве от 25 мая 1956 года (далее по тексту Соглашение 1956 года - прим. автора).
Ранее на ИА REX: Россия намерена денонсировать соглашение с Британией о рыболовстве, в Совфеде хотят большего
По этому Соглашению 1956 г. рыболовным судам Великобритании и Северной Ирландии предоставлялись права на ведение рыболовства и отстоя судов в обусловленных советской стороной в определенных районах Баренцева моря, прилегающих к советскому побережью включая и территориальные воды.
Соглашение в соответствии его Статьей 3 подлежало ратификации, поскольку затрагивало наши территориальные воды следовательно и безопасность СССР. Сделано, однако, этого не было. Да и само Соглашение 1956 года не имело в то время, какого-либо существенного практического рыболовного значения для обеих сторон. Оно больше отвечало духу союзничества в прошлой Второй мировой войне, хотя уже и шла холодная война. Напомню, что это был период, когда еще и не существовали 200-мильные рыболовные или экономические зоны.
С введением в 1977 году СССР 200-мильной, в начале рыболовной, а затем и исключительной экономической зоны в Баренцевом море, все действующие на тот период межправительственные договоренности в области рыболовства подлежали пересмотру или их полному прекращению. Последнее относилось и к Соглашению 1956 года. Оно автоматически прекратило свое действие с 1978 года при молчаливом согласии сторон. Что это действительно произошло в то время свидетельствует и отсутствие его упоминание во всех нормативных документах Минрыбхоза СССР после 1977 года, а в последующем и в Сборниках по межправительственным соглашениям в области рыболовства, изданным Росрыболовством в современной России.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так что же денонсирует российская сторона? Не действующее Соглашение 1956 года или расстается с прошлым, существующим только на бумажном носителе, документом времен советской эпохи?
И почему близкое по содержанию и действительно не отвечающее российским национальным интересам, включая и рыболовные, продолжает действовать другое соглашение. Имеется ввиду Соглашение между правительством РФ и правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов от 21 февраля 1998 года (далее по тексту Соглашение 1998 года - прим. автора).
По этому соглашению японским рыболовным судам предоставляется в одностороннем порядке право вести промысел морских живых ресурсов в российских территориальных водах у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малой Курильской гряды (Хабомаи японское наименование - прим. автора) – островов, на которые Япония заявила еще и свои «территориальные притязания». Причем нашим рыбакам по этому соглашению не представлены взаимные права вести рыболовство в территориальных водах Японии.
Соглашение 1998 года по российскому регламенту должно было пройти ратификацию, поскольку касается территориальных вод и безопасности России в этом районе. Однако этого в ельцинский период сделано не было.
Соглашение 1998 года продолжает действовать и по настоящее время, хотя его практическое осуществление, как заявил МИД России приостановлено со второй половины 2022 года, как ответ Японии на ее санкции по отношению к России в связи с СВО.
Пора российским властям расстаться, как это предлагали не раз депутаты Сахалинской областной думы, с ущербным для нас Соглашением 1998 годом.
Свое отношение к нему выразили и участники Конференции «Мы и Япония: к нормализации отношений на основе исторической правды и национальных интересов России», состоявшейся в Москве в Доме Союзов 27 июня 2022 года при участии сенаторов, депутатов Федерального собрания, органов власти всех уровней и широкой общественности.
В ее Резолюции в пункте III прямо рекомендуется федеральным властям: «Денонсировать «Соглашение между Россией и Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов» от 21 февраля 1998 года как не отвечающее национальным интересам России». Такое решение правительства Российской Федерации не только будет отвечать, как действие на санкции Японии по отношению к России, но восстановит справедливость в отношениях в области рыболовства с этой страной, что будет, несомненно, встречено положительно рыбацкой общественность Дальнего Востока, да и населением всей страны.
Комментарии читателей (2):
Полностью поддерживаю Ваши мысли и выводы вместе со многими россиянами, жителями и законодателями Сахалинской области и Дальнего Востока, но есть нюансы.
Не буду вдаваться в подробности ввиду отсутствия ресурса времени и объём моих выкладок займёт очень большой объём даже на уважаемом канале iarex.ru
Скажу так, что, видимо высшее руководство страны просчитывает все возможные риски: положительные и отрицательные, надеясь решать вопрос не скоропалительно, а более рационально, возможно, уже не в нынешнем составе руководства РФ и Сахалинской области, вкратце мои основные выводы сводятся к этому; не исключена ошибочность моих выводов, время покажет.
Мой коммент и обоснование от 18/01/2024 г. в канун рождества не весь опубликован.
В нём приводятся основные отрицательные стороны пока ещё сырого проекта СМП, повторюсь, вкратце; отсутствие должной инфраструктуры на трассе, трудные климатические условия круглый год относительно Юга, требования Регистра по ледовому классу для многих судов, логистическая незавершённость трассы с погрузкой выгрузкой на линии СМП от Мурманска до порта Чукотки, негативный опыт прошлого года прохода СМП без ледового сопровождения двух СПГ - танкеров, ремонт которых до сих пор продолжается, ледокольная проводка сжирает почти весь экономический выигрыш прохода, но основные мотивы- политические, которые я подробно не разглашаю из-за конфиденциальных сведений.
Проект СМП - перспективный будущего, а пока нам нужно укреплять всесторонне защиту Арктики, в том числе, военно- техническими методами, на всех международных площадках призывать соблюдать международные правила и нормы ООН, чтобы не нарваться на мощный ответ РФ всеми доступными методами, в том числе, при угрозе стратегической национальной безопасности согласно новой Военной доктрине и Новой Конституции РФ.
Прошу не считать все мои комменты, нарушающими правила и нормы на канале iarex.ru, а также законодательство РФ и международные нормы и правила, включая призывы разного рода, нац и прочую принадлежность, другие противоправны в общечеловеческом понимании нарушения.
А все совпадения во всех моих комментах прошу считать совершенно случайными, в чём подписываюсь - о соблюдении норм и правил на канале iarex.ru - С. А. Дорофеев - позывной ZovSailor