Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана нанес ракетный удар по штабам группировки «Джайш аль-Залм» в районе Ко Сабз в пакистанской провинции Белуджистан. По данным иранского агентства Tasnim, поводом могло стать нападение джихадистов из Пакистана на силовиков в иранской части региона 15 декабря прошлого года. Тогда боевики атаковали полицейский участок в городе Раск недалеко от границы, убили 11 правоохранителей. После нападения террористы скрылись в Пакистане. Ответственность за это взяла на себя так называемая «Армия справедливости» (АС).
Некоторые агентства, в том числе и иранские, утверждают, что таким образом Иран нанес первый удар по территории Пакистана. Это не так. По данным Associated Press, Иран и ранее наносил удары против структур АС в Систане и Белуджистане. МИД Пакистана отреагировал на эту атаку. В его заявлении говорится, что «вызывает беспокойство тот факт, что это незаконное действие имело место, несмотря на то, что между Пакистаном и Ираном существовало несколько каналов связи». Кроме того, поверенный в делах Ирана был вызван в МИД и проинформирован о том, что Пакистан «самым решительным образом осуждает явное нарушение суверенитета Пакистана», и что «ответственность за его последствия будет лежать непосредственно на Иране». В то же время подчеркивается, «Пакистан всегда говорил, что терроризм является общей угрозой для всех стран региона и что необходимо действовать скоординированно». Тем не менее, реакция Исламабада носит сдержанный характер.
Таким образом, Иран начал наносить удары по территории сопредельных стран, особенно в приграничных районах, где ощущается влияние соседних государств и существуют очаги сепаратисткой угрозы. Ранее сообщалось, что КСИР в ночь на 16 января нанес удары баллистическими ракетами по американским позициям в Ираке и позициям боевиков «Исламского государства» (организация, запрещенная в РФ) в Сирии в ответ на террористические атаки в иранском городе Керман. Отмечается, что все намеченные объекты были ликвидированы. При этом в Ираке удары наносились удары и по курдским очагам, которые считаются внутренней угрозой не только для Ирана, но и для всех стран, в которых проживают курды – Турция, Ирак, Сирия.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Кстати, Ирак, единственное государство, где курды смогли получить автономию. Иран же -единственная страна, где термин Курдистан имеет правовую силу и обозначает одноименную провинцию. По численности курды составляют 7-10% населения. Среди них действуют многочисленные курдские партии и организации с разными целями и идеологиями, ни одна из которых не может взять на себя лидерство над всеми курскими объединениями. Теперь Тегеран взялся за белуджей, которые разделены между тремя странами - Афганистаном, Ираном и Пакистаном. Основанная в 2012 году Саладином Фаруки «жейш аль-Адль» (организация, запрещенная в России), известна тем, что выступает против поддержки Ираном Башара Асада в сирийской войне и ведет вооруженную борьбу против иранского правительства, заявляя, что защищает права белуджей в Иране.
Причем в Иране проблема белуджского этнического сепаратизма граничит с проблемой сепаратизма религиозного, так как белуджи – сунниты, в то время, как большинство населения Исламской Республики Иран – шииты. Плохо охраняемая 1100-километровая граница с Пакистаном (где уже не раз проходили белуджские восстания) и с Афганистаном, где белуджи фактически не контролируются Кабулом, также добавляют опасности центральным властям Ирана.
Но помимо курского, белуждского, в Иране есть еще и признаки азербайджанского и арабского сепаратизмов. При этом Тегеран уже давно фиксирует, что сепаратистские движения активно используются Западом в антииранских планах. В конкретной ситуации обострения геополитической борьбы на Ближнем Востоке активизация сепаратизма связана не только и не столько с развитием национального самосознания, попыткой национально-государственной самореализации, сколько с прямой поддержкой сепаратистских тенденций со стороны Запада, стремящегося ослабить или дестабилизировать Иран. Но до начала войны Израиля с ХАМАС сепаратистские движения на Ближнем и Среднем Востоке в целом находились в обычном статистическом состоянии. Теперь, как заявил министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан на встрече с временным премьер-министром Пакистана Анваар-уль-Хаком Какаром на полях Всемирного экономического форума в Давосе, «кризис из Палестины уже распространяется по региону».
Ситуация раскачивают не Иран, а Израиль, США и Великобритания. Тегерану пока удается переводить ситуацию в фазу конфронтации локального уровня, избегая резкой эскалации. Но как долго ему, и не только ему одному, удастся пребывать в таком состоянии, никто не знает.
Комментарии читателей (0):