Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что восстановление черноморской продовольственной инициативы, известной также как зерновая сделка, «лишено смысла». Он отметил, что организация рассматривает новые формы соглашения. По его словам, «мы находимся на связи с обеими сторонами, пытаемся выработать новые формы. Не думаю, что повторение [зерновой сделки] имеет смысл».
Такое решение было предопределено намного раньше. Напомним, что Черноморская зерновая инициатива была подписана представителями России и Украины 22 июля 2022 года в Стамбуле. Участниками соглашения также стали Турция и ООН. Сделка предусматривала договорённость о вывозе украинского зерна из портов Одессы, Черноморска и Южного, а также снятие ограничений на доступ российской сельхозпродукции и удобрений на мировой рынок. Одновременно с этим украинская делегация подписала соглашение с Турцией и ООН об экспорте зерна. Но в начале июля нынешнего года официальный представитель МИД России Мария Захарова говорила, что в ООН не смогли справиться с реализацией российской части зерновой сделки. По её словам, был «целый ряд причин, как тех, что зависели от ООН, так и тех, что нет, не дал организации справиться с поставленной задачей». Не справилась с задачей и Турция, которая, имея очевидные коммерческие выгоды от сделки, активно лоббировала этот проект, маневрируя между Западом и Россией. Как писало издание Financial Express, с одной стороны Анкара заявляла, что «претензии России к проведению зерновой сделки не являются беспочвенными». С другой, играя на заинтересованности Запада в продлению сделки, она вела переговоры с Вашингтоном и Лондоном, предлагала участие турецких банков в роли посредников для осуществления платежей за российское зерно и удобрения. Ничего не вышло, Анкаре не удалось переподключить Россельхозбанк к SWIFT и снять с России другие ограничения, хотя Москва несколько раз продлевала сделку, несмотря на то, что российская часть соглашения так и не была реализована.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Россия заявила, что с 18 июля 2023 года сделка перестает функционировать. В заявлении российский МИД указал, что она превратилась в коммерческий проект, фактически утратив свою изначальную гуманитарную функцию — предотвращение голода в государствах, испытывающих дефицит продовольствия, а вторая часть сделки, касающаяся соблюдения российских интересов, не соблюдалась. По данным ООН, зерновая сделка позволила экспортировать около 33 миллионов тонн зерна. Беднейшие страны и страны с доходом ниже среднего получили лишь 10% кукурузы и 40% пшеницы, отправленных в рамках зерновой сделки. В ООН признали, что 90% кукурузы и 60% пшеницы попали в государства с доходом выше среднего или богатые.
Киев предложил Анкаре продлить работу зерновой инициативы или её аналога в трёхстороннем формате - Украина, ООН и Турция. Анкаре предлагалось «обеспечить работу продовольственного коридора и инспектирование судов», но она на такой шаг не решилась, что означало свертывание её посреднической миссии в этом проекте.
Вот что тут любопытно: на Западе как-то приутихли информационные и политические обвинения в адрес России, что она якобы» организовывает мировой голод, создавая дефицит продовольствия». Потому, что стали проявляться реальные, а не декларируемые цели сделки. На первый план стала выходить коммерция, которая стала давать знать о себе после попыток Киев переправлять своё зерно через страны Европы. Увеличение экспорта в Польшу, Венгрию, Болгарию, Румынию и Словакию привело к росту стоимости транспортных и складских услуг и снижению цен в регионе и создало напряжённость в отношениях между Украиной и её западными соседями. Более того, после прекращения черноморской инициативы не произошло дестабилизации мирового рынка зерна и обещания ценового бума. Ни мировые, ни отечественные региональные цены пока не отреагировали на расторжение сделки. 11 декабря правительство России решило временно, по 31 мая 2024 года, запретить экспорт пшеницы твёрдых сортов. Это решение направлено на обеспечение продовольственной безопасности и позволит поддержать стабильную ситуацию с ценами на продукцию из твёрдой пшеницы на внутреннем рынке.
Вообще вокруг Черноморской зерновой инициативы крутилась большая политика, хотя изначально было очевидно, что она имеет мало ресурсов прочности. На политическом уровне это соглашение могло бы действовать при условии доброй воли всех прямых и косвенных участников процесса. Такого не было. К тому же российская специальная военная операция не обошла стороной акваторию Чёрного моря. Однако одновременно с её проведением шёл и международный переговорный процесс по зерновой сделки и её реализации, что во многом блокировало осложнение ситуации на этом направлении. Договорённость предполагала создание морских коридоров для безопасного вывоза зерна из портов Украины.
Что касается роли Турции, то во многом через зерновую сделку она закрепила свои позиции в первом дивизионе мировой политике. Президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган продолжает примеривать на себя явно желанную роль международного миротворца, хотя выход России из зерновой сделки означает, что первая и последняя работающая инициатива между Россией и Украиной, которая могла в дальнейшем ещё раз свести страны за одним переговорным столом, утратила свою силу. Это, если рассматривать ситуацию исключительно в геополитическом ракурсе. Участие Турции в зерновой сделке можно увязывать с одновременным переговорным процессом с Россией по целому ряду иных вопросов: обсуждение прокладки дополнительных ниток российских газопроводов в Турцию с постройкой в этой стране крупного газового хаба для перспективных поставок в Евросоюз.
Главная мотивация России при заключении зерновой сделки состояла в предполагаемой возможности уберечь от западных санкций экспорт российского зерна и удобрений. Однако обещание ООН способствовать этому не состоялись. Тем не менее, относительное облегчение условий поставок российской сельхозпродукции на мировой рынок расшатывало режим внешних санкций в отношении России. Но на данном этапе заложенный в сделку экономический, политический и геополитический ресурс исчерпан. В остальном пока ничего не изменилось, хотя складывающуюся сейчас неоднозначную ситуацию на Ближнем Востоке можно рассматривать всего лишь как предтечу более масштабных событий.
Станислав Тарасов
Комментарии читателей (0):