Когда мы говорим о загрязнении Мирового океана, первым делом на ум приходит печально знаменитое тихоокеанское мусорное пятно. Eastern Garbage Patch (Восточный мусорный континент) и Pacific Trash Vortex (Тихоокеанский «мусороворот») − эти устоявшие в англоязычной терминологии наименования отражают как масштаб проблемы, так и значение морских течений в формировании «пятна». Подобным образом происходит и загрязнение арктической акватории.
Нордкапское ответвление Гольфстрима, входящее в Баренцево море с запада и далее разделяющееся на несколько ветвей, одной из которых является Мурманское течение, является основным путем распространения микропластика в данном регионе.
Совместными усилиями экологов, волонтеров и ученых в 2022 году была проведена «Экологическая экспедиция по исследованию содержания микропластика в Нордкапском течении Арктического бассейна». В проекте приняли участие АРМЭОД «Чистый север — чистая страна» (Архангельск), Лаборатории PlasticLab (Санкт-Петербург) и АНО «Губернаторский центр «Вместе мы сильнее» (Архангельск). Исследователи отобрали пробы вдоль всего побережья Кольского полуострова и у поселка Варандей в Печорском море. Помимо образцов морской воды, также были взяты донные отложения в прибрежной зоне.
Согласно полученным данным, полипропилен и полиэтилен − самые встречаемые синтетические полимеры (в донных отложениях полиэтилена более 50%). Именно эти материалы активно используются при изготовлении упаковок. В прибрежной зоне зафиксированы самые высокие концентрации микропластика (110 шт/м3), в районе Варандея сток Печоры также оказывает влияние на поступление пластика (40 шт/м3). При этом в открытом море микропластика меньше. Исследователи выделяют два основных источника микропластика в регионе: крупный пластиковый прибрежный мусор (фрагменты рыболовных сетей, веревок и ящиков) и многочисленные свалки строительного мусора и бытовых отходов.
Сотрудничество НКО с ученым сообществом, особенно в Арктике, где низкая ресурсная база и сжатые сроки проведения исследований, является взаимовыгодным партнерством. НКО могут предоставить финансирование и партнерское лабораторное оборудование. НКО часто имеют прочные связи «на земле», могут помочь ученым взаимодействовать с местными сообществами. Объединение социальных проектов с научными повышает вероятность привлечения грантовых средств сразу по нескольким направлениям и способствует решению природоохранных задач.
Развитие Северного морского пути (200 млн тонн в год к 2035 году) делает актуальным еще один потенциальный источник загрязнения. Около 20% мусора в тихоокеанском «мусорном континенте» выбрасывается с палуб морских судов. Учитывая хрупкость арктических экосистем и интенсификацию судоходства, на эти риски стоит обратить пристальное внимание.
Владимир Привалов, писатель, публицист, эковолонтер движения Чистый Север – чистая страна, специально для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):