Саммит в Пекине: европейская «стратегическая автономия» опять откладывается

Вашингтон не дает Европе отмашку на сближение с Китаем
5 декабря 2023  15:57 Отправить по email
Печать

В Пекине 7 декабря открывается саммит Китай – ЕС, в ходе которого состоится встреча и переговоры председателя КНР Си Цзиньпина с главами Европейского совета и Еврокомиссии Шарлем Мишелем и Урсулой фон дер Ляйен. О том, будет ли это одновременная аудиенция европейских лидеров, или их примут порознь, не сообщается, а это важный нюанс: принадлежащие к разным европейским партиям, эти политики ведут между собой борьбу, которая обостряется в преддверии намеченных на июнь будущего года выборов в Европарламент.

В канун саммита с европейскими дипломатами встретился глава МИД КНР Ван И, по совместительству, партийный куратор внешней политики КНР по линии ЦК КПК. Сделанная им заявка на вектор развития китайско-европейских отношений весьма интересна, хотя представляется, что Европа в настоящее время к выбору на эту тему не готова ни политически, ни, что даже важнее, идеологически. Ван И обозначил две ступени эволюции двусторонних отношений своей страны со Старым светом – экономический и политический. В экономике, по словам китайского министра, если страны будут открыты и нацелены на общую выгоду, то появится надежда на процветание и развитие мира.

Что касается политической стороны вопроса, то здесь китайские предложения куда глубже, фундаментальнее и в целом повторяют тему «стратегической автономии» Европы [от Вашингтона], которую Пекин разыгрывает еще с самых первых ходов нынешней европейской шахматной партии, запущенной по итогам прошлогоднего съезда КПК.

Если Китай и ЕС выберут диалог и сотрудничество, то не возникнет блокового противостояния, если Китай и ЕС выберут мир и стабильность, не разгорится новая холодная война. …Китай и Европа обладают своими историко-культурными особенностями, у каждого свои пути и свое устройство. Только придерживаясь взаимного уважения, мы можем вести равноправный диалог и добиваться общего прогресса.

В сумме первого и второго предложений этой цитаты воспроизводится формула мирного сосуществования между СССР и США времен первой холодной войны. И тогда Европа, попытавшись сыграть в диалог с Москвой, нарвалась на американскую угрозу, что если это попытки не прекратятся, дело может закончиться ядерной войной. Сейчас руки у США связаны противостоянием на Украине. С Россией с одной стороны и все более с Великобританией, у которой свое видение будущего для киевского режима, с другой. Приняв сторону Вашингтона против Лондона, канцлер Германии Олаф Шольц по сути солидаризовался с американской идеей «заморозки» конфликта на Украине, отстроился от британской линии поддержки Киева в войне «до последнего украинца» и, по мнению Пекина, на стыке этой вовлеченности США в конфликт и угасания в Европе воинственных настроений, возникает брешь, в которую могут быть направлены усилия китайской дипломатии. В этом смысле предстоящий саммит китайским руководством рассматривается несомненным шансом попытаться обойти Вашингтон на европейском направлении по кривой, проложенной вокруг эпицентра западных внутренних противоречий.

Напомним, что еще в феврале Ван И совершил турне по европейским странам, избрав в качестве повода презентацию китайских мирных инициатив по Украине, появившихся в годовщину конфликта, 24 февраля 2023 года. Руководитель дипломатии КНР посетил тогда Париж, Рим, а затем Мюнхен, где выступил на очередной конференции по безопасности. В сумме он провел более десятка встреч с европейскими лидерами, после отправившись домой транзитом через Будапешт и Москву; в российской столице Ван И был принят президентом Владимиром Путиным, и дело было в преддверие мартовского визита в Россию самого Си Цзиньпина.

Китаю Европа важна как мощный торговый партнер, на которого сделана ставка проектом «Пояса и пути», концы маршрутов которого сходятся в немецком Дуйсбурге. Что касается Старого света, то он разрывается между собственными и вашингтонскими интересами. Последние диктуют разрыв с Китаем, однако в условиях, когда Европа и так находится в прогрессирующем упадке ввиду утраты дешевых российских энергоносителей, усугублять ситуацию на китайском направлении готовы далеко не все. Отсюда двойственность европейской позиции, заявленная перед саммитом. С одной стороны, глава дипмиссии ЕС в Китае, а также послы основных европейских стран в ходе встречи дружно заявили Ван И, что они готовы поддерживать с Пекином «конструктивные и стабильные отношения, диалог и контакты», не прояснив при этом, видят ли они перспективы развития связей, как предлагает Китай. С другой стороны, Европа, по крайней мере, в преддверие саммита Китай – ЕС, однозначно не готова к политическим шагам по нормализации, которые обозначил Ван И. Явно опасаясь вашингтонского окрика, послы из стран ЕС не стали обсуждать заявленные китайским министром идеологемы «мировой многополярности» и «демократизации международных отношений». Они заверили собеседника, что ЕС «не намерен разрывать связи с Китаем и рассчитывает на установление взаимовыгодных и сбалансированных торгово-экономических связей». Прорывом, как видим, в этой формулировке даже и не пахнет, ибо понятно, что уровень внешних контактов ЕС в значительной мере регулируется американской стороной, которая не даст отмашки без уступок со стороны Пекина.

Собственно, именно об этом и сообщил незадолго до саммита глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Обвинив Китай в нежелании «внести больший вклад в мирное урегулирование украинского кризиса», эксцентричный испанец сравнил китайский «нейтралитет» с наблюдением со стороны за тем, «как лиса входит в курятник». А само это европейское заявление последовало вслед за обращением ряда американских сенаторов к госсекретарю США Энтони Блинкену против согласия Вашингтона с китайским участием в украинском мирном урегулировании.

Участие Китая в ситуации на Украине значительно подорвет интересы США, будущее Украины в Европе и в целом (!) европейскую безопасность. Вашингтон не должен позволить Пекину снять с себя ответственность за оказание России поддержки в конфликте или использовать ситуацию ради собственной политической и экономической выгоды.

Как видим, в проекции Вашингтона китайская дипломатия в Европе рассматривается угрозой, и отдельно сенаторы ставят вопрос о послевоенном восстановлении Украины, куда Пекин, по их мнению, вообще нельзя подпускать, чтобы не спровоцировать впредь системное вмешательство КНР в европейские дела. Такая вот извращенная американская логика, которую по другую сторону Атлантики ретранслирует Боррель в преддверие саммита в китайской столице.

Обречен ли предстоящий саммит на провал? Разумеется, нет. Просто доминировать на нем будет экономика над политикой, от обсуждений в русле которой европейская сторона будет шарахаться, повторяя заученные догмы американской пропаганды и киевского ЦИПСО, ретранслируемые из штаб-квартиры британской MI-6. Ничего личного, просто глобальная политика. Однако куда более важен другой вопрос: США, даже в состоянии предвыборного цейтнота не утратили рассудка и не могут не понимать, что развитие ситуации в означенном русле – тупик, чреватый в любой момент полномасштабной эскалацией на российском направлении. «Войны никто не хотел. Война была неизбежна». Именно в этом смысле следует понимать разнообразные утечки о возможном переговорном процессе по Украине то ли между Москвой и Киевом, то ли между Москвой и Вашингтоном. Китайское миротворчество раздражает американскую сторону тем, что создает пророссийскую альтернативу переговорному лидерству США. Именно поэтому в ряде иностранных СМИ, преимущественно ближневосточных, продвигается мысль о попытке Белого дома убедить Пекин скорректировать свои «десять пунктов», сблизив их с американскими представлениями о возможных итогах переговоров с Москвой. Сами США, судя по последним неделям, в которые раскручивается тема сохранения нынешней ЛБС, без отхода российских войск из Донбасса, Херсонщины и Запорожья, не говоря уж о Крыме, мечтают подтянуть Пекин поближе к своему «строю», чтобы ослабить переговорные позиции Москвы. И выставляют перед китайским руководством эти подвижки, вызванные провалом своих планов, уступкой, делая при этом «хорошую мину при плохой игре». Однако в Китае хорошо понимают: сверхдержавный статус страны требует не подвижек, а суверенного стояния на своей позиции неформальной поддержки России, ибо у Пекина нет другого близкого союзника сопоставимого уровня, прикрывающего тылы, с которым две страны могут обсуждать становление новой глобальной перспективы. Об этом и сигнализирует Боррель, передавая европейским элитам месседж Вашингтона: никакого сближения с Пекином, пока тот пусть не поменяет свои подходы в украинском вопросе, но хотя бы их скорректирует в сторону сближения с США.

Ничего не поделаешь: надежды на реализацию европейской «стратегической автономии» опять откладываются. Как минимум, за пределы стартующего завтра пекинского саммита.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
Как Вы относитесь к драпировке Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве во время Парада Победы?
66.2% осуждаю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть