В Бейруте произошло знаковое событие. Лидер ливанского шиитского движения «Хезболла» Хасан Насралла встретился с заместителем главы движения ХАМАС в Газе Халилем аль-Хайей. Она не была случайной и пришлась на момент, когда была достигнута договоренность с Израилем об установлении четырехдневной гуманитарной паузы в Газе и об обмене заложниками.
ХАМАС считает это своим достижением, так как опосредованно через Египет и Катар участвовал в переговорном процессе. Группировка «Хезболла» поддержала это перемирие, но сама в переговорах не участвовала. Правда, как пишет американское издание Politico, с момента начала войны между Израилем и ХАМАС «Хезболла» находится в тесном контакте с этим палестинским движением, но свое участие в боевых действиях оговаривала дальнейшими действиями ЦАХАЛ в Газе. Это - тактическая солидарность, так как «Хезболла» не уравнивала себя с ХАМАС не только с точки зрения военного потенциала, но своим особым статусом в Ливане, контролем над несколькими тысячами квадратных километров территории Южного Ливана и долины Бекаа, а также серьезными позициями внутри ливанской власти. К тому же мотивация ее действий в сирийском и израильском конфликтах разная. Свою главную задачу она усматривает не в участие в палестинском процессе, а быть силой в противостояние с Израилем. На этом направлении ей оказывает активную помощь Иран.
ХАМАС в иной ситуации, хотя многие западные, да и российские эксперты почему-то считают эту группировку «продолжением» Ирана. Это не так, точнее, не совсем так. Как пишет издание Advance, ХАМАС пользуется поддержкой прежде всего со стороны Турции и Катара, и в этом главная специфика динамики нынешнего ближневосточного кризиса. Поэтому главными действующими лицами в нынешней войне остаются Израиль и ХАМАС, а не «Хезболла», и говорить о едином фронте ХАМАС - «Хезболлла» можно только условно.
Неслучайно и то, что в момент встречи Насраллы с аль-Хайей в Бейруте оказался министр иностранных дел Ирана Хусейн Эмир Абдуллахиян. Он встретился с аль-Хайе и заявил о поддержке решения ХАМАС об обмене заложниками. При этом подчеркнул, что «в результате 48 дней сопротивления США и Израиль увидели, что они не могут освободить своих пленных путем войны и уничтожить ХАМАС», что является признанием статусного положения этой группировки в предполагаемом палестинском урегулировании. Абдуллахиян также призвал Израиль «придерживаться режима прекращения огня». В противном случае «Хезболла» и ХАМАС войдут на координацию действий и создадут единый фронт, что можно расценивать как инструмент давления на Израиль
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С одной стороны, премьер-министр Биньямин Нетаньяху несмотря на перемирие, настаивает на продолжении войны за ликвидацию ХАМАСА. «Я сказал Байдену, что после перемирия мы вернемся к нашим обязательствам относительно уничтожения ХАМАСА», — заявил он во время пресс-конференции. С другой - многие израильские эксперты указывают на возможность победы ХАМАСА или поражения Израиля, а некоторые даже утверждают, что «ХАМАС уже победил».
В этой связи в Израиле крайне правые стали оспаривать соглашение об обмене пленными, достигнутое с ХАМАС. Они подали апелляцию, передав соглашение об обмене пленными с ХАМАС в Верховный суд. Министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир выступил против соглашения, заявив, что «нечего будет делать в правительстве, если война в секторе Газа не продолжится после временного гуманитарного прекращения огня».
Но никто не знает насколько долго удастся удерживать позитивный тренд в войне Израиля против ХАМАС и приобретет ли достигнутый компромисс устойчивый характер. Между тем в Москве приветствовали достигнутые между сторонами договоренности. Официальный представитель МИД Мария Захарова отметила, что именно к этому призывала Россия с самого начала эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Сделку приветствовал и президент США Джо Байден. Ситуация действительно меняется и задача теперь в том, чтобы конвертировать ее в стратегический мирный политический процесс, чтобы изменить ход событий. Получится ли?
Комментарии читателей (1):