В Эр-Рияде состоялся организованный совместно Организацией исламского сотрудничества (ОИС) и Лигой арабских государств (ЛАГ) экстренный 8-й конгресс на уровне лидеров государств по обсуждению ситуации Газе. Инициатива проведения столь широкого форума исходила от Палестины и Саудовской Аравии, которые в качестве сменяющих друг друга председателей Лиги арабских государств призвали к его проведению. Причины для этого были важные.
Дело в том, что после более чем месяца боевого противостояния в Газе Израиля с ХАМАС пока еще на теоретическом уровне стали вырисовываться контуры перспектив будущего урегулирования конфликта. Речь идет о различных заявлениях, исходящих как со стороны напрямую вовлеченных в конфликт сторон, так и со стороны реальных и потенциальных внешних игроков. Они касаются таких вопросов, как контроль над Газой, будет ли составлять этот сектор вместе с Западным берегом реки Иордан суверенную Палестину, останется ли ХАМАС в секторе Газа, статус Восточного Иерусалима, возможно, судьба Голанских высот и даже Синайского полуострова. Отдельно стоит вопрос о методах решения этих проблем, выборе политико-дипломатического механизма для достижения поставленных целей: через широкую международную конференцию или на уровне двух или трехсторонни соглашений, как это, к примеру, предусматривается готовившимся к подписанию, но сорванного войной между Израилем и ХАМАС израильско-саудовским соглашением.
С точки зрения дипломатической методологии было ясно, что это не решаются в широком формате типа саммита арабских стран или ОИС. Действительно в выступлениях на форуме разных его участников выявились нюансы в подходах в решении существующих проблем. Но главное было все же в том, что в широком смысле исламский мир продемонстрировал свое политическое единство, что нашло отражение в декларации саммита, где указывается, что «продолжение израильской оккупации представляет собой угрозу безопасности и стабильности региона, а также международной безопасности и миру», и решить конфликт без ее прекращения нельзя. В этом документе содержаться и другие конкретные призывы, типа охарактеризовать нападения Израиля на сектор Газа как военные преступления, расследовать применение Израилем химического оружия, вообще прекратить экспорт оружия в зону конфликта, обращение в Международный уголовный суд (МУС) завершить расследование военных преступлений, совершенных Израилем. Наконец, содержится призыв к «скорейшему созыву международной мирной конференции».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 19.11.23 МИД Саудовской Аравии: Китай станет первой страной турне для достижения мира в Газе
- 12.11.23 Лига арабских государств экстренно собралась из-за войны в Газе
- 11.11.23 Эрдоган: Иерусалим - это красная черта для мусульман
- 10.11.23 Асад направляется в Саудовскую Аравию для участия в экстренном саммите по Газе
Но проблема в том, что такие призывы в разных форматах стороны многих акторов - прямых или косвенных участников сложившейся ситуации – звучали и раньше, и все это производило впечатление «гласа, вопиющего в пустыне». Не исключено, так может быть и насей раз. Другое дело, если бы участники форумов в Эр-Рияде обозначили намерения проступить в качестве давления на Израиль и США к реализации каких-либо конкретных действий, типа эмбарго на поставки нефти или пересмотра военно-технического сотрудничества с США и другими странами Запада. Один только намек на повторение событий 1973 года (когда в ходе арабо-израильской войны страны ЛАГ ввели запрет на поставки нефти в западные страны) мог бы оказать серьезное воздействие на Запад в целом. Но пока, в частности, Эр-Рияд, не демонстрирует желания прибегать к таким действиям, полагая, что США все же «дожмут» Израиль.
Пока же мы наблюдаем только один эффект: угроза возможной изоляции Израиля со стороны исламского мира, хотя перевести и этот лозунг в плоскость реальной политики будет непросто. Тем не менее, форум в Эр-Рияде имеет и узкое внутриисламское измерение. В его формате прошли многочисленные двухсторонние контакты между его участниками. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оказался в одном кадре с президентом Сирии Башаром Асадом, который стал регулярно участвовать в саммитах арабских стран после длительного перерыва. После решения, принятого министрами иностранных дел 22 стран-членов Лиги арабских государств на встрече в столице Египта Каире 7 мая о возвращении Сирии к союзу, король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд пригласил Асада на саммит 10 мая. Тогда Асад впервые за 12 лет принял участие в саммите Лиги арабских государств в Джидде. Впервые после восстановления дипломатических отношений в Саудовской Аравией оказался и президент Ирана Ибрагим Раиси. В своем выступлении на саммите он заявил, что «весь исламский мир должен быть един и благодаря этому союзу мы сможем решить проблему». Но до этого еще далеко.
Комментарии читателей (1):