В последнее время в средствах массовой информации, особенно в приморских регионах страны, где развито морское рыболовство, интенсивно обсуждаются итоги, проведенных Росрыболовством в октябре 2023 года аукционов долей/квот на право вылова краба российскими рыбопромышленниками в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе морей Дальнего Востока.
Осуществление таких необычайных в мировой рыболовной практике, как аукционы долей/квот по крабу в воде, проходило в соответствии с принятым Госдумой в декабре 2022 года законопроектом о втором этапе инвестквот и продолжение аукционов долей/квот на вылов краба. Причем данный законопроект был принят голосами только депутатов одной фракции «Единая Россия». Все другие депутаты от фракций КПРФ, «Справедливая Россия — За правду» и ЛДПР, которых поддерживали многие рыбацкие объединения и ряд губернаторов приморских регионов выступили против законопроекта.
Под самый Новый год 30 декабря 2022 года законопроект подписал президент Российской Федерации Владимир Путин, что дало возможность начать его практическую реализацию с 1 января 2023 года. Таким образом, рыбное начальство в лице руководства Минсельхоза и Росрыболовства получило право продолжить дело своих предшественников начала нулевых годов.
Считается, что отцом выставления долей/квот на вылов водных биоресурсов в воде на аукционы является бывший министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф (в настоящее время президент, председатель правления СБЕРА - прим. автора).
Рыбацкое, да и депутатское сообщество, помнят его крылатые слова при выступлении 12 февраля 2002 года в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации:
«Безусловно, билет, купленный на вылов рыбы на аукционе, является своего рода разрешительным билетом для того, чтобы осуществлять браконьерство».
Однако Греф в этом вопросе не первый, кто заявил о своей приверженности посредством торговли долями/квотами на вылов водных биоресурсов в воде «приносить» в государеву казну «дармовые» деньги.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
До него, а точнее, ещё в 1998 году самый молодой в российской истории ельцинского периода председатель правительства Российской Федерации Сергей Кириенко (в настоящее время первый заместитель руководителя Администрации президента России - прим. автора) выступил с новацией о продаже лицензий на вылов рыбы. По его мнению, в поисках средств наполнения, пустой в то время государевой казны «можно совершенно спокойно взять дополнительные … (средства - пояснение автора)…, с продажи лицензий на вылов рыбы».
Такого новшества, как выставлять на аукцион доли/квоты биоресурсов в воде для своих рыбаков и тогда, и в настоящее время, нет ни в одном государстве мира с развитым рыболовством и рыночными отношениями. Не видя объекта, он в морских глубинах, но его все же выставляют на аукцион.
Такого нет даже на всемирно известном аукционе картин и антиквариата «Сотбис» в Лондоне. Все, что выставляется на этом аукционе, вы видите, оцениваете и приобретаете в процессе конкурентной борьбы с другими претендентами. А в случае с аукционами по долям/квотам краба, повторюсь, вы, участвуя в них, ни чего не видите, кроме прогноза ученых о возможном, вероятном его нахождении в том или ином районе, а также промысловой практике прошлых лет. Абсурд полнейший! Так можно дойти до выставления на аукцион для нужд сельского хозяйства и населения страны прогноза погоды на день, недель…год вперед.
Вот так появилась торговля посредством аукционов долями/квотами в воде для отечественных рыбопромышленников. Хотя есть они или нет, 100% не знаем.
С тех пор эта навязчивая идея, претворенная в жизнь «стричь деньги с рыбопромышленников» посредством выставления на аукционы долей/квот в воде не дает покоя новоиспеченным руководителям рыбной отрасли в лице Минсельхоза, Росрыболовства и поощряемые правительством Российской Федерации.
Правда в 2005 году под давлением рыбацких общественных союзов, ассоциаций, губернаторов приморских регионов и руководства в то время Росрыболовства, эти аукционы долями/квотами в воде были, при поддержке президента России Владимира Путина, отменены.
Вместо них был введен соответствующим законом «исторический принцип» наделения российских пользователей долями/квотами, который оправдал себя на практике. Об этом неоднократно отмечалось на разных уровнях, включая депутатов Государственной думы РФ, на различных слушаниях и даже на совещаниях в Администрации президента России. Практически именно эта мера позволила вывести рыбную отрасль из затяжного кризиса.
Однако идея об аукционах долей/квот в воде с целью получения средств в казну, похоже, не давала покоя новому руководству отрасли и депутатам фракции «Единой России» в Госдуме. Так и были вновь возрождены эти аукционы. На днях они прошли второй раз на Дальнем Востоке, как об этом сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, весьма успешно «принеся» в государеву казну около 214 млрд рублей «состриженных» с рыбопромышленников–крабовиков. Напомню, что аналогичные крабовые аукционы, проведенные первый раз в 2019 году принесли к казну более 140 млрд рублей. На очереди крабовые аукционы в Северном бассейне – в Баренцевом море, которые планируются провести в 2024 году. Сомнений, что они состоятся, нет.
Последствия крабовых аукционов не трудно предвидеть. Это возрождение браконьерства. Вложенные, причем заемные в банках деньги для участия в аукционе, приобретения на нем долей/квот краба надо рыбопромышленникам, как можно быстрее «отбивать». К тому же риски природного снижения запасов крабов достаточно велики. Пример тому закрытие промысла крабов в Беринговом море правительствам США для американских рыбаков, ввиду резкого снижения их запасов. Да, и у нас в прошлом уже были такие же процессы.
Если подобное произойдет в Дальневосточном и Северном бассейнах в настоящее время, тогда все крабовые компании, участники аукционов, неминуемо разорятся. Десятки тысяч рыбаков и их семей останутся без средств к существованию. К тому же государство, как распорядитель водных биоресурсов ни каких гарантий на это случай не дает рыбопромышленникам.
При этом государство не обеспечивает рыбопромышленников долгосрочными прогнозами о состоянии запасов крабов на 15 -20 лет вперед, хотя «продало» доли/квоты на 15 летний период.
Риски, риски и еще раз риски. Все это ждет рыбопромышленников–крабовиков, участников аукционов, в недалеком будущем.
Инициаторы–затейники крабовых аукционов чиновники Минсельхоза и Росрыболовства остаются в стороне и даже, полагаю, ходят в героях в правительственных и кремлевских коридорах.
Как же постучали молоточком и вот получите в сумме за два этапа крабовых аукционов в государственную казну более 350 млрд рублей! Однако эти денежные средства еще не заработанные рыбопромышленниками-крабовиками, а взяты в банках в кредит по соответствующие и немалые проценты. Отрабатывать их придется рыбакам не менее двух пятилеток в море на промысле в непростых условиях. Да еще и при ненадежности рынков сбыта крабовой продукции.
Настораживает и то, что в результате такой схемы, как «инвестквоты+аукционы» растет закредитованность всей рыбной отрасли, которая уже составляет около 1 трлн. рублей, что сопоставимо с размером дефицита, который правительство РФ закладывает в проект федерального бюджета на 2024 год. По мнению президента крупнейшей Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова, положение весьма тревожное, сообщает РБК Приморья:
«По итогам первого этапа инвестиционных квот отрасль потратила примерно 460 млрд рублей. Второй этап начался со старта 216 млрд руб. Столько мы заплатили за крабовые квоты. Теперь мы начнем строить крабовый флот … одно судно обойдется от 100 млн долларов и выше …цифра в 1 трлн руб. настораживает еще и потому, что наука не может дать точный прогноз: что будет через 15 лет? Если по минтаю и сельди обстановка более или менее ясная, то по крабам очень непонятная. Даже в зоне Приморья мы когда-то закрывали район на 10 лет для восстановления. Сегодня он открыт, но запас не очень хороший, и наука не может просчитать: через 15 лет каким он будет».
Отрасль, судя по этим данным, движется к банкротству. Расплачиваться за это буде все та же государственная казна и народ – потребитель рыбопродукции.
Многие читатели наверняка могут возразить, что краба мы не покупаем, дороговато для нас. К тому же в России так и не решены допустимые нормы присутствия мышьяка в нем при направлении в пищу. За рубежом решены, а у нас нет. Не исключено, что сей парадокс, существует осознанно для того, что бы гнать его на экспорт. Что и происходит. Из добываемых около 105 тыс тонн краба в год более 80% идет за рубеж с тем, что бы получить больше выручки, необходимой для расчета по кредитам, взятыми для участия в аукционах. Там, за рубежом, покупатель съедает вместе с мышьяком. И ни чего. А нам нельзя.
Вслед за крабовыми аукционами, наступит очередь по возрождению и рыбных аукционов. А это уже коснется насыщения внутреннего рынка рыбопродукции отечественного производства и продолжения роста ее цены.
Напомню, ранее все это уже было. Да и такой влиятельный государственный орган, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), не один раз уже предлагал правительству РФ вести аукционы и по рыбе.
Правда, руководитель Росрыболовства в своем недавнем интервью газете «Ведомости» от 30 октября 2023 года скромно подчеркнул: «…нет оснований для перераспределения квот…». Но сегодня нет, а завтра они появятся. Такое уже тоже было. Говорим одно, а на практике делают другое.
Не менее тревожно, что потребление рыбы и рыбопродукции населением страны, несмотря на рапорты о высоких уловах, падает из года в год. Так при рекомендуемой Минздравом норме потребления рыбопродукции в 22-28 кг/чел/год, фактически за 2022 год этот показатель не превышает 14 кг/чел/год. А это уже касается продовольственной безопасности России.
На сегодняшний день в положениях федеральных органов власти, которые руководят рыбной отраслью, а это Минсельхоз и Росрыболовство, отсутствует их ответственность за насыщение внутреннего рынка страны отечественной рыбной продукцией. Об этом заявлял руководитель Росрыболовства Шестаков: «В функционал Росрыболовства не входят направления торговли и маркетинга, нет прямой задачи лучше и больше продавать (на внутренним рынке страны; пояснение автора) рыбы и морепродуктов».
Таким образом, бесхозным на федеральном уровне остается проблема насыщения рыбопродукцией отечественного производства внутреннего рынка, как и рекомендуемый Минздравом России показатель ее потребления до 28 кг/чел/год.
Возможно, ли в данных условиях изменить вектор развития рыбной отрасли с опасного разрушительного направления на созидательный?
Опыт прошлого, когда были все же отменены аукционы долей/квот биоресурсов в воде, подтверждает, что это реально при условии единства союзов, ассоциаций и властей всех уровней в приморских регионах страны. В настоящее время наступил именно такой период, когда, только сообща, можно остановить эти разрушающие рыбную отрасль процессы. Свое веское слово обязаны заявить депутаты, сенаторы Федерального Собрания Российской Федерации.
Следует вернуться, как это было ранее, к положению о том, что основной задачей рыбной отрасли является насыщение внутреннего рынка рыбопродукцией отечественного производства, позволяющее населению страны приобретать ее по доступным ценам в пределах норм, рекомендуемых Минздравом России.
Под эту целевую установку надо внести соответствующие коррективы в законодательную базу, принять правительством РФ комплекс организационных мер, включая и создание на федеральном уровне органа, подчинённого непосредственно ему и ответственного за развитие рыбной отрасли.
Комментарии читателей (0):