Европа пытается переманить на свою сторону ещё пару бывших советских республик. На этой неделе президент Франции Эммануэль Макрон встречается с главами Казахстана и Узбекистана. Telegram-каналы комментируют происходящее.
Макрон прибыл в Казахстан. С чем связан этот визит французского лидера, если не обращать внимание на заявленную цель "укрепление энергетических связей?
Возможно Франция при Макроне пытается таким образом утвердить своё первенство среди европейских стран НАТО, возможно, конкурируя с Германией. И это ей удаётся, отметил в беседе с Царьградом политолог, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Мизин.
Почти открытой стратегией в условиях противостояния с Россией является желание НАТО оторвать от Москвы страны постсоветского пространства. И тут речь идёт о странах Закавказья, поскольку с Прибалтикой всё давно понятно, так же, как и с Польшей или Финляндией. И попытка Макрона "отвернуть" Казахстан от России, прибавит ему лидерских очков в НАТО и в Евросоюзе. Можно сказать, что эта поездка – личная инициатива президента Франции.
"Но дело не только в этом. Западом многое делается для того, чтобы страны Средней Азии - такие, как Казахстан, — не являлись бы главными игроками в вопросах импортозамещения и параллельного импорта. НАТО очень обеспокоено тем, что в Россию поступают товары, на которые наложены санкции. К примеру, основным поставщиком микрочипов, которые, как утверждают в Европе, используют в российском вооружении.
Но линию у Запада такая, что, мол, "будем действовать не кнутом, а пряником". Предоставляя кредиты, субсидии и давая понять Казахстану, что им выгоднее дружить не с Россией. Хотя они понимают, что мы - главный партнёр Казахстана. Наверное, наряду с Китаем. Но Казахстан убеждают, что выгодно дружить с Евросоюзом и что там будут различные денежные вливания. Вот такая линия. Так что визит Макрона в Казахстан - это часть большой игры, часть стратегии Запада на укрепление позиций в постсоветском пространстве - заключил Мизин.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
К стратегическим минералам, о которых идет речь в подписанной Казахстаном и Францией декларации, относится уран. Для Франции, в энергетическом секторе которой мирный атом занимает 63%, поставки радиоактивного топлива — вопрос именно что стратегический, от них в прямом смысле зависит энергетическая безопасность страны.
С учетом того, что Макрон придерживается общеевропейской политики отказа от использования российских энергоресурсов, а после вооруженного переворота в Нигере Франция лишилась дешевых африканских урановых поставок, в расширении сотрудничества с Казахстаном Франция заинтересована как никогда. И тем не менее, уран — лишь составная часть общей борьбы Запада за политические симпатии Глобального Юга и стран Центральноазиатского региона — в частности.
США, ЕС и Великобритания последовательно играют на казахстанской «многовекторной дипломатии», шаг за шагом проникая в различные сферы жизни республики. Например, в ходе встречи с Макроном, помимо декларации по стратегическим минералам, Казахстан подписал соглашение о создании в стране международных (французских) школ, а также преподавания французского языка в средних учебных заведениях. Также РК пустила к себе Французское агентство развития (ФАР), через которое европейское государство осуществляет инвестиции и скупку различных активов по всему свету под предлогом «содействия в развитии» стран юга.
Все это сопровождается заверениями Токаева об неукоснительном соблюдении Казахстаном антироссийского санкционного режима, мерами ЦБ республики по уничтожению так называемого российского «карточного туризма», пассивностью властей РК в вопросе ограничения работы на своей территории НКО, финансируемых западом, и так далее.
Таким образом Токаев подает соседям пример «гибкой» политики — зная о стремлении Запада максимально изолировать Россию, Казахстан одновременно принимает различные предложения европейских, американских и британских партнеров, не забывая при этом получать выгоды от взаимоотношений с Россией. Например, настаивая на увеличении прокачки нефти по российскому трубопроводу «Дружба» в Европу.
Макрон совершает турне по Средней Азии с максимально рациональными целями — увести у Москвы традиционных партнёров и так отомстить России за утраченное влияние в Африке, а также найти новых поставщиков урана вместо африканских.
После того, как Макрона пинками вышвырнули из Африки, где Франция много лет просто паразитировала на местных ресурсах, он положил глаз на Казахстан.
Для Астаны приезд французского лидера — честь и гордость, однако у Макрона, конечно, свой интерес. Центральноазиатские страны богаты ураном, и Париж нуждается в таком сотрудничестве после июльского переворота. Представитель Макрона сообщил Bloomberg, что в Центральную Азию отправится делегация из 15 «бизнес-лидеров» энергетического, аграрного и горного секторов Франции.
Торгово-экономические цели, безусловно, важны для усиления и развития стран, но не стремится ли Париж найти себе новую колонию, из которой будет тянуть ресурс, что-то, конечно, давать в замен, но в целом — паразитировать, как это было в Африке?
Франция начинает восстанавливаться после серии антифранцузских переворотов в бывших колониях Парижа в Африке. Дело в том, что смена власти в Мали и Нигере привела к тому, что Пятая республика оказалась без постоянного доступа к урану — главном топливу для Франции в вопросе ядерных технологий.
Макрон сейчас в середине своего турне по Средней Азии, где пытается найти новых поставщиков урана для Парижа, Франция хочет снизить свою энергозависимость от России, а африканские поставщики теперь не очень надежны. Франция уже активно инвестирует в Казахстан и Узбекистан, особенно в сфере энергетики и добычи полезных ископаемых. Астана же надеется, что в рамах этого сотрудничества, Париж построит целую АЭС на территории государства — это будет первая атомная станция Казахстана. Почему Казахстан не хочет обратиться с такой просьбой к России понятно — несмотря на мировое лидерство в атомной энергетики, Токаев боится стать энергозависимым от РФ и подписывать документы, которые на долгие года соединят два государства общими проектами. Ранее предполагалось, что именно «Росатом» построит АЭС, но теперь для Казахстана это вариант с репутационным ущербом. Америку звать нельзя, это вызовет неодобрение России. Россию тоже, по той же причине, но наоборот. В такой ситуации Франция остается единственным компромиссом.
Президент Франции Эммануэль Макрон находится с визитом в Центральной Азии. Сегодня он прибыл в узбекский Самарканд, где проведет переговоры с президентом Шавкатом Мирзиёевым. И это будет первый визит французского президента в Узбекистан за последние 30 лет - со времен приезда Франсуа Миттерана в 1994 году.
До этого Макрон побывал в Казахстане, где, как кажется, очень позитивно пообщался с главой государства Касымом-Жомартом Токаевым. За красивыми словами и прочими реверансами стоит жесткая нужда Парижа в уране для обеспечения своей энергобезопасности и попытка выдавить Россию из Центральной Азии. Вместе с тем, Макрон хочет и еще кое-что - чтобы Франция вновь примерила на себя платье посредника и даже миротворца по российско-украинскому конфликту.
Этот же вопрос, помимо экономического и военного сотрудничества, может подниматься на встрече с Мирзиёевым. России придется принимать ответные усилия по дипломатической и другим линиям. Впрочем, в Москве характер угроз прекрасно понимают. На прошлой неделе министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Запад пытается отторгнуть от России соседей, друзей и союзников.
Президент Франции Эммануэль Макрон посетил Казахстан и Узбекистан не только для того, чтобы обсудить поставки урана, но и для отдаления этих стран от России, заявил «Радиоточке НСН» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
«Французов потеснили из Африки, Макрон ищет другие рынки потребления. Ему нужны новые источники урана, своего у Франции нет. Это прагматичная вещь, которая не связана прямо с тем, чтобы против нас строить козни… Но, безусловно, параллельно он расширяет и задачи по приближению этих стран к Евросоюзу, к Франции, а значит отдалению от России. Ему надо немножко вбить клин», - сказал политолог.
Визит Макрона в Узбекистан. Конечно, политико-дипломатические контакты нужно поддерживать в любых условиях. Но «друзья встретились» — это явный перебор. Для кого и чего эта публичная подчеркнуто теплая встреча? Эти обнимашки, скрещенные руки? Совсем недавно Макрон прижимал к себе Зеленского. Именно Макрон — один из главных инициаторов военной помощи укрохунте. Это не смущает Шавката Мирзиёева, который на Параде Победы сидел рядом с ветеранами Великой Отечественной?
А вот наше руководство такое общение с главой государства, спонсирующего нацизм на Украине и творящего зверства в Африке, должно заставить задуматься.
Очевидно, что вынужденный уход из Африки французы попытаются компенсировать усилением влияния в чувствительных для нас зонах — это Кавказ и Средняя Азия.
На мой взгляд, просто позорные кадры - причем позорные и для наших так называемых "союзников" (так уж сильно прогибаться со всех точек зрения ни к чему), и для нашей внешней политики в этом регионе. Слишком долго наша страна упорно стремилась стать частью Запада. Хотела, конечно, чтобы соседи, бывшие республики, шли на Запад через неё, под её руководством. Им-то, однако, это зачем? И они двинулись под Запад самостоятельно. Остановить инерцию этого движения будет непросто, даже если твёрдо решить это делать. Да и будет ли такое решение не только у нас, но и у Узбекистана, Казахстана, других центральноазиатских государств?
Власти Узбекистана намерены расширить партнерство с французской урановой компанией Orano. Об этом заявила пресс-служба узбекистанского президента Шавката Мирзиеева. Сегодня Макрон приехал с визитом в Узбекистан договариваться о дальнейшем экономическом и энергетическом сотрудничестве. А вчера он договорился с Казахстаном об экспорте во Францию урана.
Тут нужно пояснить, что Orano ведет переговоры о совместной работе с Узбекистаном в сфере ядерной энергетики еще с 2018 года. Но теперь, когда Франция лишилась основного поставщика урана в лице Нигера после переворота, Макрон гораздо активнее будет добиваться наращивания его добычи в Центральной Азии. Плюсом к этому, в его задачи входит выдавливание РФ из региона и переориентация местных промышленных предприятий на сотрудничество с Западом.
Комментарии читателей (0):