Каирский саммит, инициированной президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси с целью «начать дискуссию о способах возобновления мирного процесса между Израилем и Палестиной», закончился провалом. Прежде всего, он проходил на недостаточно высоком уровне представительства, хотя на него официально были приглашено 31 государство и международная организация. Из высших лиц на нем присутствовали только сам президент Египта, глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, король Иордании Абдалла II, глава Европейского совета Шарль Мишель и эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани. Другие приглашенные главы как арабских, так и западных государств, были представлены в основном своими министрами иностранных дел или их заместителями.
Во-вторых, изначально было очевидно, что добиться какого-либо конкретного результата в экстремальных условиях вооруженной эскалации между Израилем и ХАМАС на созванном в спешке саммите невозможно. Это было уже видно по итогам состоявшегося накануне саммита глав внешнеполитических ведомств исламских стран в Джидде. Они так и не смогли прийти к единому мнению о том, как положить конец израильско- палестинской войне. Западные страны, представители некоторых из которых прибыли на встречу в Каир, отказались осуждать израильские бомбардировки Газы или призывать к их прекращению. Напомним и о том, что накануне Франция и США заблокировали резолюцию Совета Безопасности ООН, призывающую к прекращению огня в Газе. Но проблема не только в этом.
Алжирский новостной портал TSA, комментируя ситуацию, отмечает, что, с одной стороны, арабским странам приходится разгребать выстроенные ранее Западом «нагромождения и предательства в отношении палестинцев», с другой – «демонстрировать свою неготовность брать на себя ответственность за последствия израильской политики, отодвинув на второй план главное, то есть создание палестинского государства». Поэтому на саммите в Каире не удалось подписать заключительное коммюнике. Одни требовали включить в него осуждение нападений ХАМАС на Израиль и призыв освободить около 200 израильских заложников, удерживаемых палестинским движением. Другие, арабские страны, отказались от этого. Но и в Джидде они отказались квалифицировать одновременно действия Израиля и ХАМАС как террористические.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И это – не единственное расхождение. TSA считает, что «арабский мир де-факто разделен на тех, кто сделал шаг к нормализации отношений с Израилем, и тех, кто считает это предательством палестинского дела». Сейчас шесть арабских стран официально признают Израиль – Египет с 1978 года, Иордания с 1994 года, Марокко, Бахрейн, Судан и Объединенные Арабские Эмираты с 2020 года. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман объявил в сентябре прошлого года, что его страна близка к соглашению о нормализации отношений с Израилем. Однако нынешние события в Газе вынудили его заморозить процесс.
Но появилась еще одна проблема. Израиль призвал палестинских жителей сектора Газа, насчитывающих около полутора миллионов человек, перебраться в южные районы сектора, прежде чем его армия возьмет его штурмом в ходе сухопутной войны, которая вызвала опасения арабов и международного сообщества по поводу плана переселения палестинцев на египетский Синай или иракский Анбар «для достижения межконфессионального баланса в Ираке». В этой связи агентство Iraq HuffPost считает, что «проект расселения палестинских беженцев в Ираке по решению Израиля, насильственная депортация более миллиона палестинцев из северной части Газы в южную, больше не является выдумкой или бессмыслицей и может быть стратегическим вариантом, которым хвастаются крупные страны и который навязывают не только Ираку».
После саммита представитель египетского президента сообщил, что позиция Абдель Фаттаха ас-Сиси ясна в том, что он «отказался ликвидировать палестинское государство за счет Египта», и подчеркнул, что «единственным средством решения проблемы является мир, основанный на справедливости, а не на насильственном перемещении палестинцев». Кстати, в ходе двухсторонних переговоров с ас-Сиси и король Иордании заявил, что «отвергает любую попытку насильственного переселения палестинцев в Иорданию». Он также предупредил, что при таком ходе событий «Ближнему Востоку грозит опасное сползание к катастрофе».
Египет долгое время играл роль посредника в конфликте не только между Израилем и палестинцами, но и между самими основными палестинскими группировками. Но сейчас он не спешит открывать контрольно-пропускной пункт Рафах на границе с Газой, хотя есть предлог – отсутствие такого соглашения с Израилем. Министр иностранных дел Египта Самех Шукри заявил, что израильское правительство еще не заняло позицию, позволяющую открыть контрольно-пропускной пункт. Координатор ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс говорит в этой связи, что египетские власти опасаются большого наплыва жителей Газы, за которых «они тогда будут нести ответственность, на неопределенный период». Египет не желает играть никакой роли в том, что могло бы привести к постоянному переселению сотен тысяч палестинцев из Газы. Но египетские эксперты утверждают, что действия Каира «в основном связаны с соображениями безопасности на Северном Синае, где власти уже давно вовлечены в кровопролитный конфликт с джихадистами, связанными с «Аль-Каидой» (организация, запрещенная в России). Ирак также отвергает перемещение палестинцев в провинцию Анбар на западе Ирака. Спикер иракского Совета представителей Мохаммед аль-Халбуси подтвердил, что народ провинции Анбар «не допустит осуществления подозрительных и отвергнутых программ и вмешательства в его безопасность».
Для выхода из сложнейшей ситуации необходимы серьезные переговоры. Но США заявили, что сейчас «неподходящее время для возобновления давно зашедших в тупик израильско-палестинских переговоров», а дипломатические усилия в формате разных саммитов выявляют только проблемы, а не реальные возможности для выхода из тупика. Тем временем ситуация в Газе все больше погружается в пучину гуманитарной катастрофы.
Комментарии читателей (0):