В своем выступлении на открытии форума «Один пояс, один путь» в Пекине президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия приглашает заинтересованные страны к сотрудничеству в развитии Северного морского пути (СМП). Сигнал был недвусмысленный – сложно найти в мире другую такую страну, которая имела бы и возможность «вложиться» финансово, и обеспечить загрузку маршрута, пишет Telegram-канал «РАСПП: Бизнес. Азия. Китай».
Адресаты намека отреагировали достаточно быстро. Официальный представитель МИД КНР Мао Нин заявила, что Китай готов осуществлять сотрудничество с Россией в различных областях, в том числе в Арктике. С традиционной китайской оговоркой – «на основе принципов взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды». Очевидно, что в данном случае это не просто дипломатический этикет – если с взаимным уважением и равенством проблем нет, то вот насчет выгоды – вопрос. Торговля Китая давно отлажена, как часы, и должны быть весомые причины для того, чтобы китайцы занялись перенаправлением своих главных товарных потоков.
Правда, пока неизвестно, видят ли в СМП китайцы для себя выгоду. На данный момент все выглядит, как постепенно масштабирующееся тестирование. За 2023 год полных данных нет, но по итогам прошлого года суда под флагами Китая и Гонконга были самыми частыми транзитными гостями СМП. Правда, активность не слишком впечатляет – не более 20 рейсов с генеральными грузами в обоих направлениях на счету COSCO Shipping. Впрочем, нужно понимать, что торговля между Китаем и Европой осуществляется не только с помощью китайских и европейских судов. Вряд ли у кого-то будут сомнения насчет того, чьи товары везут через СМП суда под флагом, например, Багамских или Маршалловых островов, или Кипра с Панамой. За прошлый год транзитный грузопоток по СМП вырос почти на 60%. В целом грузопоток по СМП в 2022 году составил 34,117 млн тонн и превысил целевой показатель более чем на 2 млн тонн.
Что касается непосредственно торговли РФ и КНР, то в текущем году СМП играет в ней гораздо большую роль, чем раньше. Северные регионы России отправляли в Поднебесную пиломатериалы, шли энергоресурсы, анонсировались планы протестировать маршрут по доставке контейнеров из РФ в КНР через СМП. Согласно маршруту, контейнеры будут доставлены в Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ), далее будет осуществлена их перегрузка на контейнеровозы и доставка в сторону портов Азиатско-Тихоокеанского региона. Обкатка маршрута позволит понять, во сколько обойдется доставка и возможны ли по Севморпути регулярные перевозки.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В целом СМП вписывается в инициативу «Один пояс – один путь». Еще в 2018 году Пекин рассказал о планах реализации инициативы «Один пояс, один путь» в Арктике, предложив заинтересованным государствам вместе работать над созданием систем связи, экономическим и социальным развитием региона, освоением природных ресурсов.
Остается только напомнить, что согласно плану развития СМП до 2035 года, годовой грузопоток должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн.
Комментарии читателей (0):