Закавказская геополитическая пьеса начинает быстро обрастать новыми сюжетами, которые выводят регион в эпицентр мировой политики с потенцией появления уже проблем евразийской, европейской и даже трансатлантической безопасности. Есть и признаки такого тренда. Все попытки России, и не только ее, держать в «замороженном» состоянии армяно-азербайджанский военный конфликт из-за Карабаха с перспективой урегулирования политико-дипломатическими средствами провалились. Осенью 2020 года Азербайджан начал победоносную для себя вторую карабахскую войну, итоги которой обозначили и провал усилий мировой дипломатии, если подразумевать под ней деятельность Минской группы ОБСЕ с участием России, Франции и США. Она была выведена из процесса постконфликтного урегулирования и этот формат практически исчез.
Мирное трехстороннее соглашение Россия-Азербайджан-Армения от 9 ноября 2020 года оказалось неустойчивым, что продемонстрировала однодневная военная операция Азербайджана, повлекшая упразднение Нагорно-Карабахской республики. Но вслед за этим теряют политическую перспективу и утверждения Азербайджана о том, что он, мол, восстановил только свою территориальную целостность и его конфликт с Арменией носит локальный характер. Это уже не так.
Отметим, что так называемая «пятидневная война» августа 2008 года в Грузии в Южной Осетии, и в Абхазии приостановила расширения НАТО на восток, через грузинский плацдарм, хотя на политической уровне вопрос о членстве Грузии в НАТО не снят. Сейчас Запад прорывается в регион уже через Армению. Визиты главы ЦРУ США в Армению, других высокопоставленных американских чиновников, вояжи ведущих армянских государственных чиновников в США и штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, резкая активизация Франции на этом направлении, совместные американо-армянские военные учения на территории страны, которая пока еще является членом ОДКБ, являются тому свидетельством. Более того, Еревану удалось не без подыгрывания Баку, нивелировать роль Москвы как модератора в мирном процессе по урегулировании своих отношений с Азербайджаном. Что же касается Азербайджана, то его военно- стратегический тандем с натовской Турцией высвечивает лишь одно: Западу удается продвигать в Закавказье свой план с севера и с юга по выдавливанию России из региона и тактически разыгрывать на данном этапе в своих интересах карабахскую «карту».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ранее на REX: Макрон может сорвать подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией
Такую смену геополитической диспозиции стали наиболее остро ощущать в Иране. Так, принимая в Тегеране представителя президента Азербайджана Халафа Халафова, президент Ирана Ибрагим Раиси заявил, что Тегеран выступает против присутствия НАТО в Закавказье, так как «альянс представляет угрозу безопасности стран региона». Но говорить с представителем Азербайджана о НАТО - это посылать сигнал Турции. В свою очередь глава Генштаба ВС Ирана генерал-лейтенант Мохаммед Хусейн Багери на встрече с секретарем Совета национальной безопасности Армении Арменом Григоряном предложил направить на армяно-азербайджанскую границу иранских наблюдателей. Отметим, что на этой границе уже находится многочисленная миссия ЕС. Если к ней примкнет и иранская миссия, то они вместе могут оказаться именно на армянской стороне границы, что наводит на мысль, что Брюссель и Иран предполагают возможные агрессивные действия со стороны Баку, а не Еревана. Потому что на публичном уровне Азербайджан высказывает свои претензии на Зангезур (Сюник). Иран дает понять, что может вмешаться в ход событий не только политическими средствами. С другой стороны, это демонстрирует, что причины нынешних и будущих катаклизмов в регионе уже не следует искать только в деталях межэтнического армяно-азербайджанского конфликта, которые начинают приобретать больше прикладной инструментарный характер. Как говорит российский эксперт Сергей Маркедонов, «одно дело, когда вы уступили бы Карабах в результате переговоров, которые длились бы пять или десять лет, и другое – когда вы сделали это под воздействием силы». Сложно будет и с Азербайджаном. У него есть определённый кураж, и он уже ставит вопрос о Зангезурском коридоре. Надо понимать, что Турция и Россия, конечно, сотрудничают по многим вопросам, но это то, что называется competitive cooperation – «соревновательное взаимодействие».
Ранее на REX: Алиев начал изгнание Европы из Закавказья
Начинается битва за доминирование в регионе, и Россия перестает быть единственной силой, способной формировать там политико-правовые форматы в существующих и будущих «горячих точках». Сейчас проблема в появлении там нового, так называемого модернизационного проекта, способного сыграть стабилизирующую роль. В фокусе повышенного внимания России геоэкономический проект «Север-Юг», который, по мысли некоторых теоретиков, может стабилизировать ситуацию в Закавказье. Но, если только начнется очередная волна «американизации» Закавказья как геополитический контрпроект, когда регион станет выводиться в «тыл» Ближнего Востока, когда «демократическая» Армения будет выставляться против «авторитарных» Азербайджана и Турции, а альянс между Россией и Ираном станут подавать как «союз антидемократий», начнется новая геополитическая игра.
Плюс к этому высокая степень конфликтности отношений между Азербайджаном и Ираном с проблемой Южного (иранского) Азербайджана, Ираном и Турцией, созревающим курдским фактором, затрагивающим сразу четыре государства Ближнего Востока. Все это может однажды рвануть.
Тогда мировая и региональная геоэкономика будет поглощена процессами «по горизонтали» с появлением новых государств. Так было на Большом Ближнем Востоке в 1918-1020-е годы. Такое может повториться и сейчас, когда стала вылезать наружу проблема пересмотра границ не только между бывшими союзными закавказскими республиками. Не случайно сегодня Франция встала на защиту Армении и озаботилась «защитой прав армянских жителей Карабаха». И время подобрано с учетом ситуации на Украине и борьбы Турции с курдами на сопредельных территориях Сирии и Ирака. И ЕС занялся регионом не для того, чтобы помирить армян и азербайджанцев.
Ранее на REX: Пашинян подписал с ЕС декларацию и признал Карабах в составе Азербайджана
Вот почему тревога Тегерана по поводу напряжённости между Азербайджаном и Арменией связана не только с пограничным спором между двумя странами. Положение Ирана отличается от положения Турции и России, которые находятся далеко от Азербайджана и Армении. Иран не без оснований рассматривает проблемы между Арменией и Азербайджаном как реальную угрозу своей национальной безопасности в силу начавшихся геополитических изменений и баланса сил в Закавказье. Он не исключает и того, что против него может появиться негласный союз между США, Турцией, Азербайджаном, Арменией и Израилем, чтобы вызвать геополитический сдвиг со стратегическими негативными последствиями для Ирана и России. Поэтому его восприятие событий в Закавказье отличается от восприятия их Россией и, конечно, Турцией. Тегеран смотрит «дальше и глубже». Пока же, по Маркедонову, в Карабахе «сыграна важная партия, но вся игра еще впереди».
Комментарии читателей (0):