О том, как российская земля в ходе совершенствования ее учета потеряла почву, а почва — плодородие

28 сентября 2023  16:40 Отправить по email
Печать

В российской экономике, построенной во многом на присвоении природной и земельной ренты, не прекращается непрерывная межведомственная борьба за права учитывать земельные и почвенные ресурсы. Учет плодородия почвы имеет стратегическое значение для продовольственной безопасности страны, но существенно ограничивает административный произвол при распоряжении сельскохозяйственными угодьями. Вот поэтому в российском законодательстве до сих пор нет ни понятии почвы, ни ее плодородия.

Введение

Преимуществом и одновременно вызовом для РФ является огромная территория и богатство природных ресурсов.

Новая редакция Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р и вступила в силу (далее — Стратегия). Целевые показатели, которые должны быть достигнуты в процессе ее реализации, имеют два значения — по «базовому» и «целевому» варианту.

В Стратегии есть обращение к целям и задачам Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 №731 (далее — Госпрограмма), а именно, получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения в отношении 100% таких участков, включая количественные и качественные характеристики сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в оборот. В свою очередь, к концу 2030 года предполагается введение в оборот таких земель площадью не менее 5,1 или 13,2 млн га. Она будет зависеть от уровня поддержки АПК и объемов реального финансирования из государственного бюджета мероприятий Госпрограммы.

Согласно Стратегии, развитие мелиоративно-водохозяйственного комплекса направлено на решение ряда задач, в том числе: повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности РФ; поддержание благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв.

Следует упомянуть «Перечень поручений по итогам запуска племенного центра по воспроизводству индейки в Тюменской области» (утв. Президентом РФ 21.11.2022). В нем Правительству РФ предписано с учетом ранее данных поручений принять меры по корректировке Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года в целях обеспечения среднегодового темпа роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3% в год, обратив внимание на необходимость, в том числе:

  • оценки развития ключевых сегментов АПК, включая анализ влияния факторов производства основных видов продукции АПК, оценку ограничений развития и направлений дополнительной поддержки для целей ускоренного развития таких сегментов;
  • внедрения новых или расширения действующих мер государственной поддержки (в разбивке по ключевым сегментам АПК) с учетом анализа их достаточности, обеспечивающих вышеуказанный среднегодовой темп роста;
  • отражения взаимосвязи ключевых мероприятий государственной поддержки, заявляемых необходимых объемов и источников финансирования с целевыми индикаторами.

Данное поручение пока (на 01.10.2023) остается не реализованным.

Почвенные и земельные ресурсы

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Он устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Это сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на такие земельные участки. Закон определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на ряде принципов, главный из которых — сохранение целевого использования земельных участков.

Почва является с одной стороны незаменимым и системообразующим компонентом биосферы, обладающим важнейшими экологическими функциями, а с другой — основой продовольственных систем любого территориального уровня. Земля — понятие территориально-обобщенное. В состав одного участка — объекта, имеющего свою топографию и пространственные характеристики (или одного земельного угодья), как правило, включены почвы с различными свойствами и режимами. Поэтому без данных о почвах, невозможно проектировать и создавать рациональные прирородоохранные системы землепользования и мелиорации, а также адаптивно-ландшафтные системы земледелия в сельском хозяйстве или конкурентные агротехнологии. Эффективны и безопасны они будут только в случае учета строения почвенного покрова территорий и его неоднородности.

Нужно понимать, что, предоставляя участок земель сельскохозяйственного назначения для ведения агропроизводства, хозяйствующему субъекту автоматически предоставляются права на использование почвенных ресурсов. Однако в действующей с 01.03.2023 редакции рассматриваемого закона это не отражено.

Только в статье 13 «Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности» в ряде пунктов термин «почва» присутствует:

«5. …площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется

«7. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта РФ. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.»

Цифровые основы для принятия решений

Эффективное и экологически безопасное вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиоративного комплекса и использование почвосберегающих технологий в земледелии невозможно без достоверных и актуальных сведений о местоположении и границах, о собственниках земельных участков, качественном состоянии почв, в том числе и на неиспользуемых площадях. То, что сейчас входит в понятие цифровых двойников почв земель сельскохозяйственного назначения.

В 2022 году законодательно было закреплено создание реестра, содержащего сведения о землях сельскохозяйственного назначения (далее — Реестр): Федеральный закон от 30.12.2021 № 475-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 475). Он разработан в целях установления правовых основ осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Реестр представляет собой государственный информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, об их использовании и иных сведений о землях сельскохозяйственного назначения.

Он предназначен для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о землях сельскохозяйственного назначения и об их использовании, полученной по результатам государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, а также иных сведений, полученных, в том числе, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Картографической основой реестра является единая электронная картографическая основа, создаваемая и обновляемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии, на которой воспроизводятся границы сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

Предполагается, что ведение Реестра решит задачу по созданию инструмента, позволяющего осуществлять управление землями, а также обеспечивающего оперативное получение актуальных и достоверных сведений о них и земельных участках в составе таких земель.

Напомним, что оценка ситуации в данной сфере была дана в Решении заседании Президиума Совета законодателей РФ при ФС РФ от 18.12.2020 «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Выдержки из принятого решения приводятся ниже.

«Сохранение, восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения являются составляющими развития и совершенствования агропромышленного комплекса РФ.

Президиум Совета законодателей РФ отмечает ряд проблем, препятствующих эффективному обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения: отсутствие полной и достоверной информации о землях сельскохозяйственного назначения, их границах и качественных характеристиках, единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения; неэффективность землеустройства как комплекса мероприятий по изучению состояния почв, планированию и организации их рационального использования и охраны; неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения и последующее ухудшение их состояния; недостаточное нормативно-правовое регулирование своевременного выявления изменения состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений.

Следует законодательно определить понятия почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства»

Однако при прохождении в Государственной думе проекта федерального закона №1232063-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (упомянутого — ФЗ № 475) сенаторами РФ А.П. Майоровым, А.Н. Кондратенко, В.Ф. Новожиловым была внесена поправка. Предлагалось статью 1 дополнить абзацем 2 «почва — компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, характеризующийся почвенным слоем, плодородием, структурой и свойствами, обеспечивающими жизнедеятельность растений, животных и микроорганизмов. К понятию «почва» не относятся торф, песок, грунт ниже почвенного слоя, компост, а также искусственно созданная среда обитания растений».

Абзац 3 изложить в новой редакции: «плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений».

Данная поправка была отклонена. На сегодняшний день у представителей как законодательной, так и исполнительной власти, нет единого мнения о незаменимой роли почвы и почвенных ресурсов в вопросах устойчивого управления агропроизводством и обеспечения продовольственной безопасности. Это отразилось на планируемом информационном наполнении Реестра.

Порядок ведения Реестра установлен (Постановление Правительства РФ от 02.02.2023 № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения» (вместе с «Правилами ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Правила). Ими предусматривается перечень поставщиков сведений, среди которых обозначены Росреестр, Росприроднадзор, корпорация «Роскосмос», Россельзознадзор, подведомственные Минсельхозу ФГБУ, органы государственной власти субъектов РФ, правообладатели земельных участков и иные лица.

Между тем, среди них нет Минобрнауки, которое имеет ряд крупных подведомственных НИИ аграрного профиля и ФАНЦ, а так же ФГБНУ ФИЦ «Почвенный институт им. В.В. Докучаева», являющийся создателем и оператором Единого государственного реестра почвенных ресурсов России. Он был разработан в соответствии с «Концепцией развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1292-р.

Предполагалось, что Реестр предусматривает накопление сведений непосредственно о землях (не только о земельных участках), в отличие от того же ЕГРН, который земли как объект не рассматривает. Ведомственная разобщенность полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере земельных отношений обусловила возникновение и обособленное ведение нескольких источников сведений о земле, участках и иной недвижимости.

Росреестр с 2020 года проводил эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Планировалось продолжить его до конца 2023 года и учесть результаты. Но появились действующая с 01.01.2022 Государственная программа «Национальная система пространственных данных» (далее — Система), утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 №2148.

В нем констатируется, что отсутствовал базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.

По состоянию на 01.04.2022 года в ЕГРН внесены сведения о 55,3% участков границ между субъектами Российской Федерации, 44,4% границ населенных пунктов, 83,2% границ муниципальных образований субъектов РФ, а также о 34,1% границ территориальных зон.

Кроме того, ЕГРН содержит более 2 млн реестровых ошибок, что формирует экономические риски и потери для всех уровней бюджетной системы. Более 23 млн земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, в отношении 48,3 млн объектов недвижимости нет сведений о правообладателе. Низкие темпы сбора и актуализации пространственных данных, отсутствие единой технологической базы свидетельствуют о том, что наполнение единой электронной картографической основы составляет всего 30% в территории страны. Мониторинг и сопровождение государственной кадастровой оценки осуществляются до сегодняшнего момента преимущественно в ручном режиме.

Федеральный закон 30.12.2021 № 448-ФЗ «О публично-правовой компании "Роскадастр"». Госкомпания уполномочена вести ЕГРН, предоставлять в режиме одного окна услуги для пользователей пространственно-картографических данных. Создан новый субъект кадастровых отношений с уникальным правовым статусом.

Федеральным законом от 19.12.2022 № 546-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были закреплены полномочия ППК «Роскадастр» по созданию и развитию информационных систем, выполнению функций их оператора, в том числе ФГИС ЕГРН (и обеспечению его безопасности). Так же установлены полномочия ППК "Роскадастр" по:

- внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости;

- приему, в том числе выездному, заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав;

- информационному обслуживанию заинтересованных лиц по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в нем;

- ведению и хранению книг учета документов, реестровых дел (томов реестровых дел) ЕГРН.

Согласно Положению о Системе сельскохозяйственные угодья являются одной их составляющих состава ее сведений. Их включение в Систему предполагается из предоставляемой Минсельхозом информации из единой информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведений сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее — ЕФИС ЗСН).

Государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения является ее частью.

ЕФИС ЗСН была введена в эксплуатацию Приказом Минсельхоза 02.04.2018 № 130 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

Целью было создания базы данных об этих объектах, включая точные географические координаты, размеры, состояние и фактическое использование угодий. Ее развитие и совершенствование предполагает широкое применение технологий дистанционного зондирования подстилающей поверхности (далее — ДЗП) для сбора информации о посевах сельскохозяйственных культур, которые поступают от Научного центра оперативного мониторинга Земли (далее — НЦ ОМЗ), являющегося подведомственным учреждением Госкорпорации «Роскосмос». Между ней и Минсельхозом заключено соглашение о взаимодействии в области космической деятельности № 7С от 18.10.2016.

Создается специальный сервис для оценки площадей распашки, сева и уборки, определения границ владений разных собственников, для мониторинга посевов пшеницы, подсолнечника, кукурузы и т.д.

Работы по ведению и наполнению ЕФИС ЗСН ведет ФГБУ«Аналитический центр Минсельхоза России». Пока не все функции ЕФИС ЗСН реализованы в полном объеме по всей площади сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а так же не отработан взаимный обмен информацией даже внутри Минсельхоза.

Росстатом на основе данных космического мониторинга была проведена верификация данных по сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, по итогам которой внесено 1251 уточнение в данные микропереписи переписи (СХМП-2021) в 20 субъектах РФ.

Ведомство считает, что технологии ДЗП позволят проводить инвентаризацию угодий с последующей интеграцией данных с государственными системами (в частности – с Росреестром), определять площади посевов по типам сельскохозяйственных культур, проводить мониторинг развития посевов, искать участки, наиболее пригодные для ведения различных видов сельскохозяйственной деятельности, и выявлять факты их использования не по назначению [14].

В настоящее время (до 14.01.2024) выполняются исследования возможности и эффективности использования технологий спутникового мониторинга земель сельскохозяйственного назначения для верификации данных текущей сельскохозяйственной статистики в разрезе респондентов и муниципальных образований по отдельным субъектам РФ. Они включают анализ расхождения данных, полученных с использованием технологий ДЗП земель сельскохозяйственного назначения, и данных сельскохозяйственной статистики по показателям: «Общая посевная площадь», «Сведения об итогах сева под урожай», «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур». А так же — по формам ФСН №4-СХ, 1-фермер): «Сохранилось озимых (на зерно) к концу сева яровых – всего», «Посеяно яровых культур (без учета многолетних трав посева прошлых лет) – всего». По результатам работ будет предложен соответствующий регламент верификации статистической информации и функционирующий геопортал.

Федеральный закон от 04.08.2023 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предписывает создание федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды (далее — Информационная система). Она содержит сведения о состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и иных компонентов природной среды. А так же: о радиационной обстановке; о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ; об обращении с отходами производства и потребления; о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; о состоянии экологической системы озера Байкал; о состоянии многолетней (вечной) мерзлоты, о мерах по предупреждению последствий деградации вечномерзлых грунтов; иные сведения, определяемые Правительством РФ.

Оператором информационной системы является ППК по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

В Информационной системе размещается информация о результатах государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), о результатах осуществления государственного экологического контроля (надзора), информация, содержащаяся в отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Данные из Информационной системы используется органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В случае, если информация, которая должна размещаться в системе, содержится в иных государственных, и муниципальных информационных системах и реестрах, и включается в них в обязательном порядке, она подлежит размещению в Информационной системе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Как будут связаны все эти системы, и на какой платформе будут создаваться? Как будет стандартизован сбор и обмен информацией? Для пространственных данных возникает серьезный вопрос пресечения и наложения контуров, как и каким образом, будут определяться границы? В изученных нормативных документах и методических материалах ответа на поставленные вопросы найти не удалось.

Полномочия Минсельхоза. В тексте Правил о ведении Реестра отсутствуют указания на поставщика сведений непосредственно о землях, не даны ссылки на иные документы, раскрывающие порядок получения и (или) подготовки этих сведений. Без информации непосредственно о землях (описании их местоположения) невозможно определить архитектуру Реестра. Это осуществление сплошного учета (без «белых» пятен), либо накопление сведений только в разрезе образованных земельных участков.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 (ред. от 31.08.2023) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» ему предписано осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв; а также земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель и т.д.

К его полномочиям отнесены: утверждение формы паспорта земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, форматов предоставления сведений из государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения и формы направления запроса об их предоставлении; его ведение; порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения и порядок осуществления государственного мониторинга этих земель. Его Минсельхоз и осуществляет, а так же ведет государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения, утверждает планы почвенных, геоботанических и других обследований таких земель.

Оценка плодородия как фундаментального и уникального свойства, присущего почвам, в части положений различных нормативных правовых документах в последние 10 лет активно заменяется на некорректный термин «плодородие земель». Содержание и смысл понятия «земля» ранее раскрывал «ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84). Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28.10.1985 № 3453). В нем термин «плодородие земель» отсутствовал. В настоящее время он не действует в отличии от «ГОСТ 27593-88 (СТ СЭВ 5298-85). Государственный стандарт Союза ССР. Почвы. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 23.02.1988 № 326). Согласно ему плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Государственный мониторинг земель может осуществляться с использованием автоматизированной информационной системы, являющейся подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Ее наличие предусмотрено статьей 63.1 Федерального закона от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В статье 1 указано, что «окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы…». Почва самостоятельный компонент, отличный от другого компонента – земли.

Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — ФЗ № 78) многократно трансформировался. Федеральный закон от 13.05.2008 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»» исключил из него территориальное землеустройство. Оно распределяет земли между субъектами хозяйствования, землевладельцами и землепользователями.

Тематические карты состояния и использования земель, материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества, инвентаризации земель, полученные в ходе мониторинга, хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, в порядке, установленном в соответствии со статьей 24 ФЗ № 78-ФЗ.

Согласно статье 11 этого закона, почвенные, геоботанические и другие обследования проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы. В целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям. Изучение состояния земель (статья 9), включая почвенные, геоботанические и другие обследования должны осуществляться на основе материалов геодезических и картографических работ (статья 10). Это спорное положение, почвенная съемка и почвенное картографирование – это отдельный вид исследований, который в современной России в масштабе страны не проводился, в отличие от РСФСР.

Не соответствует принципам устойчивого управления использованием ресурсов тот факт, что являясь непосредственным субъектом ведения Реестра, Минсельхоз до сего дня лишен любых полномочий в сфере землеустройства, хотя именно на него ложатся вопросы земельных долей, проблемы неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и их эффективного вовлечения в оборот согласно Госпрограмме и Стратегии.

Выводы

При планировании информационного взаимодействия для устойчивого управления уникальными почвенными и земельными ресурсами России следует руководствоваться пунктом 2 «Перечня поручений по итогам заседания Госсовета», утвержденном Президентом РФ 24.01.2017 № Пр-140ГС. Правительству РФ подготовить совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ и представить предложения по разработке порядка определения и установления нормативов качества почв и земель в зависимости от их природных особенностей, целевого назначения и величины предельных остаточных концентраций загрязняющих веществ, в целях восстановления свойств почв исходя из географических, геологических, гидрогеологических особенностей их формирования и природного фонового состояния территорий и акваторий.

Используемые пахотные почвы, составляя менее 5,4% от общей площади России, являются, несомненно, ее особо ценными угодьями и национальным богатством, позволяющим реализовать должный уровень требования продовольственной безопасности для граждан страны.

Федеральная таможенная служба в сентябре 2023 года свидетельствует о росте экспорта продукции АПК по сравнению с прошлым годом на 70% в весовом выражении, а доходы федерального бюджета от экспорта продовольствия сейчас уступают только доходам от нефти и газа.

Перспективный план модельного законотворчества Содружества Независимых Государств на 2023-2025 годы, утвержденный Председателем Совета Ассамблеи в г. Самарканде (Республика Узбекистан) 28.10.2022 № 54-33, включает деятельность по сближению и совершенствованию национальных законодательств. Среди заявленных документов: Модельный Земельный кодекс для государств — участников СНГ (новая редакция), Модельный закон «О землеустройстве», Модельный закон «Об охране почв» (новая редакция). В нашей стране закон о почвах или об их охране отсутствует. Остается надеяться, что этот правовой пробел будет в ближайшее время устранен.

Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть