Стоимость АИ-92 на бирже превысила 70 тысяч за тонну. Остальные виды топлива также обновляют рекорды. Это не предел. Telegram-каналы дали свою оценку.
В РФ стоимость бензина марки АИ-92 по итогам торгов на бирже в пятницу превысила 70 000 рублей за тонну и обновила исторический максимум. АИ-92 за день подорожал на 1,15%, до 70 446 рублей за тонну. Растет в цене и бензин марки АИ-95, его стоимость по итогам торгов в пятницу поднялась до 76 403 рублей за тонну и приблизилась к рекордным значениям.
Бензин на заправках Санкт-Петербурга подорожал на 7% за неделю. Стоимость АИ-92 колебалась от 49,3 до 61,1 рубля за литр. 95-й стоил от 53,35 до 62,85 рубля, а 98-й – от 66,8 до 70,5 рубля.
Ну, вот подорожание, которое примерно месяц уже идет на оптовом рынке, добралось и до заправок. И судя по всему, это только начало. Аи-95 примерно по 80 рублей - вполне реальная цена где-то к новому году.
Власти, понятно, успокаивают и говорят, что скоро все наладится и тренд развернется в обратную сторону, но на практике мы все знаем - обычно этот разворот выглядит примерно так - повышение рублей на десять, снижение - на рубль.
Бюджет сэкономит 100 млрд рублей - за счет россиян. Эта сумма должна была в сентябре попасть на счета нефтяных компаний в виде демпферных выплат. Однако весь последний месяц цены на топливо в стране бьют рекорды, сильно превышая верхнюю планку для выплат по демпферному механизму, поэтому Минфин ничего не даст. Но нефтяники вряд ли сильно расстроены - они больше собирают с автовладельцев и аграриев, которые вынуждены переплачивать из-за дефицита бензина и дизеля.
Для того, чтобы получить компенсацию из бюджета, компаниям нужно добиться снижения цен на 20–25% в оставшиеся дни месяца, что маловероятно. Впрочем, нефтяные компании уже предлагают другой вариант, чтобы и цены сохранить и демпфер получит - изменить формулу выплат, увеличив индикативную цену, или поменять коэффициент, который ранее ввел Минфин для снижения выплат. Если произойдет второе, то получится, что нефтяное лобби нагнуло через колено весь кабмин.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 04.10.23 Правительство РФ рассматривает частичное снятие запрета на экспорт дизтоплива
- 02.10.23 Сильнее от запрета на экспорт топлива из России пострадают дружественные страны
- 02.10.23 Внутренние цены на топливо в США продолжат дорожать
- 02.10.23 США предпринимают рискованные меры для борьбы с ценами на бензин и дизель
Помнится, прошлой весной некоторые провластные эксперты вещали, что, дескать, санкции пойдут стране лишь на пользу - теперь больше нефти останется для внутреннего потребления и цены упадут. Хотелось бы сейчас взглянуть на их лица.
Что происходит с ценами на топливо в России? Мнение экспертов:
Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов: между правительством и нефтяными компаниями идет своеобразный торг. “Когда речь идет о снижении демпферных выплат, возникает такая игра: нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты. Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать”.
Экономист Константин Селянин: “Товаропроизводители вынуждены закладывать большую себестоимость, по спирали запускается цепочка подорожаний. Понемногу дорожает все, и в итоге это сказывается на ценах на полках. Например, в сельском хозяйстве, где идет уборочная, не хватает топлива, цены выросли существенно. Это означает, что будут трудности со сборкой урожая – он обещает быть рекордным, но может помешать нехватка нефтепродуктов. Повышение цен на бензин касается и розничной торговли, где расходы на транспортировку значительные. Да и в целом это скажется практически на любой отрасли, любом человеке в России, это очень чувствительная строка затрат”.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов: “Когда такие истории происходят, нефтяные компании стараются всячески сохранить уровень доходности своего бизнеса, и если есть искусственные ограничения на поставки нефти за рубеж, значит, компании всеми правдами и неправдами стремятся компенсировать потери экспортной выручки от поставок сырой нефти ростом поставок нефтепродуктов за рубеж. Тем более что сейчас за рубежом растут цены на нефтепродукты, по которым Россия хорошо себя позиционирует, в первую очередь на дизельное топливо. Поэтому спрос на рынке есть, цены высокие и компании пытаются заработать на текущей конъюнктуре рынка”.
Старший аналитик “Альфа-банка” Никита Блохин: “Правительство предполагало за счет сокращения экспорта нефти убить двух зайцев: с одной стороны стабилизировать цены, а с другой – сконцентрировать нефтяное сырье в России, что должно было привести к увеличению поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Однако этого не получилось: фактически весь дополнительный объем, который сформировался на рынке, на фоне ослабления рубля, ушел за рубеж”.
Рост розничных цен на бензин становится заметной проблемой российского общества: он разгоняет и без того высокую инфляцию. Дефицит бензина в некоторых регионах объясняется просто: правительство уменьшило экспортерам с начала сентября размеры компенсации за продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке, которая существенно отличается от цен на внешнем рынке. По сути, это похоже на скрытый налог для потребителей.
Некоторые губернаторы публично говорят о ремонте нефтеперерабатывающих заводов и временном характере проблем. По факту же производители бензина повышают цены в ползучем режиме и дозируют долю продаваемой продукции. Аналогии с ползучим падением курса рубля по отношению к валютам июля – августа напрашиваются. Российские бизнес-активы исторически ориентированы на экстенсивность и экспорт: сейчас это приводит к дисбалансам.
Византийские социологи провели и оперативно опубликовали «опросы» о том, что россияне не следят за курсом рубля. На их основе делается вывод-намек: проблем с ослаблением рубля в обществе не ощущают.
В отношении роста цен на бензин такой трюк сделать сложнее, но придумать что-нибудь казуистической можно. Например, сказать, что россияне должны меньше ездить на собственных автомобилях, больше пользоваться общественным транспортом и заботиться об окружающей среде.
Пять лет назад Минфин организовал «налоговый маневр», в результате которого перерабатывать нефть стало невыгодно, а стало выгодно продавать сырую нефть. Испугавшись результатов своей работы — производить нефтепродукты стало не выгодно и цены на бензин и солярку взлетели в космос — Минфин ввёл субсидирование НПЗ. НПЗ стали получать доплаты из бюджета за то, что они работают и поставляют на внутренний рынок нефтепродукты. Недавно Минфин уменьшил субсидирование НПЗ вдвое, это совпало с «успешной» работой ЦБ, стараниями которого рубль за этот год упал на 30%, и мы получили в стране топливный кризис, с также риск остановки сбора урожая и посева озимых.
Комментарии читателей (4):
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад." (И. А. Крылов (1769—1844).)
Написано, куда как давно, а положение не меняется с 1991г по н.вр.