Вчера Владимир Путин выступил на пленарном заседании Восточного экономического форума. Мероприятие длилось около трех часов, было поднято значительное количество тем. В настоящем материале сосредоточусь на разборе основных экономических тезисов.
Для начала отмечу ипотечную инициативу. Во-первых, Путин предложил распространить эскроу-счета и на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Во-вторых, увеличить лимит дальневосточной льготной ипотеки до 9 млн рублей, а также распространить ипотеку под 2% на работников ОПК. Также, как это сделано для врачей и учителей.
Что касается последнего, то здесь мне сложно оценить, насколько данная мера поможет удержать население на Дальнем Востоке, отток которого, увы, продолжается. А вот эскроу-счета на ИЖС – отличная тема, которая позволит ещё больше увеличить объемы возводимого частного жилья.
Как только льготные ипотечные программы были частично распространены и на ИЖС, мы увидели рост количества выданных кредитов с 0 до 32 тысяч в 2022 году. А только за первые шесть месяцев этого года выдано уже 37,5 тысяч ипотечных кредитов на ИЖС. Потенциал можно оценить минимум в 150 тысяч в год. И государство, на мой взгляд, обязано предоставить людям право выбора, где им жить: в квартире или в собственном доме, отказавшись от перекоса в пользу МКД.
Теперь перейдем к макроэкономике. Вопрос деприватизации/национализации я разбирал вчера, поскольку он вызвал повышенный интерес:
Деприватизации в России не будет? – к заявлению Владимира Путина на ВЭФ
Если кратко, процесс деофшоризации русской экономики и национализации незаконно приобретенных активов запущен. Что и подтвердил Владимир Путин: «Кошмарить никого не будут, но все должны соблюдать законы Российской Федерации».
Следует обратить внимание на проблему валютного курса. Путин понимает истинную причину ослабления рубля. Это недостаточный объем возврата валютной выручки:
«Мы видим, это связано и с курсом национальной валюты в том числе, сдержанный возврат – я так, мягко скажу – валютной выручки, желание где-то что-то опять – за границей разместиться… Мы же это видим, мы всё понимаем. Нам нужно как-то с бизнесом договориться, они должны понимать и исходить из того, что здесь надёжнее работать. Поэтому не надо наступать на одни и те же грабли. Я уверен, что меня понимают те, к кому я обращаюсь».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Особенно отмечу, что в Центробанке постоянно отказывались признавать фактор экспортной выручки как ключевой в ходе девальвации. Отрицала его и лично Эльвира Набиуллина. Хотя статистика самого же ЦБ говорит ровно обратное. Как я писал ранее:
«Как отчитался недавно ЦБ, в августе экспортеры вернули только 7,2 млрд долларов из заработанных 20-22 млрд в валюте. В июле значение равнялось 6,9 млрд. Однако по какой-то необъяснимой причине этот фактор упорно не хотят называть ни в ЦБ, ни в других ведомствах».
В общем, интересное расхождение. Но, как можно сделать вывод из слов Путина, ситуация, в целом, контролируемая. Власти видят, что по валютной выручке есть запас. Соответственно, девальвации рубля и закрепления его на уровне выше 100 рублей за доллар ожидать нам вряд ли стоит. Вопрос в том, будет ли откат назад до уровня в 80-85 рублей? Вопрос этот открытый. Желающих подобного варианта развития событий много и в правительстве и даже в банковском секторе.
Вопрос ключевой ставки:
«ЦБ вынужден был поднять ключевую ставку до 12%, в том числе и потому, что инфляция начала немного подниматься. Примерно 5,2% в годовом исчислении. Поэтому ЦБ отреагировал на это, он не мог не отреагировать.
Ключевая ставка влияет, конечно, на стоимость денег, на кредиты коммерческих банков, а это, безусловно, сдерживает кредитование экономики, а значит, и её рост. Здесь нет хороших и очень хороших решений, здесь есть сложные решения».
В рамках своего мандата ЦБ, действительно, не мог не отреагировать. Другого от ведомства Набиуллиной ожидать и не стоило. Вопрос в том, что будет на заседании 15 сентября. Дальнейшее повышение ключевой ставки означает стагнацию экономики как минимум в первые месяцы 2024 года, чего, разумеется, хотелось бы избежать.
И последнее:
«Правительство не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть, но это регулируемая позиция. В целом производители и правительство между собой договорились, как они будут действовать в ближайшее время».
Увы, но проблемы на рынке топлива, действительно, были предсказуемы. С того момента, когда Минфин объявил весной о снижении выплат по демпферу в два раза. Конечно, это в любом случае возымело бы прямой эффект на цены. Плюс для некоторых членов правительства неожиданностью стали ремонты НПЗ, которые запланированы заранее. Почему в очередной раз ситуацию проспали – непонятно.
И здесь же добавлю, что необходимо возвращать налоговое регулирование топливного рынка по тем правилам, которые действовали до 2019 года. То есть, до совершенно не понятного с какой целью проведенного «налогового маневра» в нефтяной отрасли.
Читайте также: Новый итог девальвации. Цена на бензин бьёт рекорды
Вместо заключения. Главные тезисы, которые я бы выделил, это, безусловно, вопрос национализации/деприватизации. Данная проблема является хронической для нашей экономики. Курс рубля, повышение ключевой ставки, топливо – все это, конечно, неприятно, но проблемы тактические. А вот постоянный отток капитала в офшоры, когда наша экономика лишается десятков и сотен миллиардов долларов в год – это уже проблема стратегическая, которая влечет за собой негатив для всех без исключения отраслей.
И отрадно, что она наконец-то стала решаться.
Комментарии читателей (0):