Вчера министр энергетики России Николай Шульгинов заявил, что текущий топливный кризис вызван, скорее, девальвацией рубля и внеплановой остановкой ряда НПЗ, «ушедших» на ремонт, чем сокращением выплат по демпферу.
Частично согласиться можно, хотя девальвация и сокращение выплат по демпферу имеют примерно равный эффект.
Девальвация рубля сделала экспортное направление ещё более выгодным для нефтяников. Естественно, они хотят больше заработать, это нормальное поведение для любой коммерческой компании. Другое дело, как внутренние и экспортные потоки регулируют власти. А здесь мы, увы, так и не видим работу по созданию эффективного механизма.
Впрочем, ничего придумывать не нужно. До 2019 года, пока Минфин не задумал провести так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли, экспортная пошлина, в целом, справлялась с задачей стабилизации внутреннего рынка. Во всяком случае, в руках государства имелся простой и понятный инструмент регулирования внутренних цен. Но, нет. Ведомству Силуанова зачем-то потребовалось повышать НДПИ и обнулять экспортную пошлину.
Таким образом, уравнивая стоимость топлива на внутреннем и внешнем рынке, Минфин лишал нашу страну конкурентного преимущества в виде полного самообеспечения дешевыми энергоресурсами. Придуманный в 2019 году демпфер не является гарантией обеспечения стабильного ценообразования. Он постоянно пересматривается и с каждым годом требует всё больший объем средств из бюджета.
В общем, выход один – возвращать налоговое регулирование, существовавшее до 2019 года. Тем более, есть яркий пример. Экспортная пошлина на зерно справляется с задачей стабилизации внутренних цен. Да, аграрии иногда жалуются на недополученную прибыль, но первоочередной задачей нашего АПК является обеспечение внутреннего рынка доступной продукцией, а заработок на мировом рынке – уже задача второго порядка. Тем более, при наших объемах производства зерна первое нисколько не противоречит второму.
Ситуация на рынке топлива также отлично показывает полный провал Банка России по борьбе с инфляцией. Учитывая опыт предыдущих лет, в ведомстве Набиуллиной не могли не понимать, что девальвация вызовет значительный рост цен на бензин и дизель, что повлечет за собой кумулятивный эффект для других отраслей. И никакое повышение ключевой ставки здесь не способно исправить ситуацию. Если возникает физический дефицит топлива в связи с ростом экспорта, то это уже отнюдь не монетарный характер инфляции.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На торгах 8 сентября биржевая стоимость дизеля побила очередной рекорд, достигнув 70 071 рубля за тонну. АИ-92 – 66 942 рубля, АИ-95 – 76 797 рублей (небольшое снижение).
Какие меры собирается предпринимать правительство? Шульгинов заявил о необходимости донастройки топливного демпфера. Новак провел совещание с нефтяниками, после которого объявил, что перебоев с поставками топлива для аграрных предприятий Юга России больше не будет. Однако всё это работа в ручном режиме. От кризиса к кризису.
Теоретически Министерство энергетики может предложить возвратить налоговое регулирование, действовавшее до 2019 года, но решать всё равно будет Минфин. А ведь необходимо бороться именно с фундаментальными причинами сложившейся ситуации, а не бить по хвостам.
Иначе подобное будет повторяться с завидной регулярностью.
Комментарии читателей (1):
Да как он посмел вылизывающему Правительство Двинскому противоречить? :)