Очень интересное «стартовое» выборное интервью Дональда Трампа вышло в США. В нем экс-президент, метящий вернуться в Белый дом, не без бравады и пренебрежения к оппонентам, но расставил многие акценты в беседе с Такером Карлсоном на его канале. Что в связи с этим показательно? Три вещи. Во-первых, интервью начинается с объяснений Трампа, почему он предпочел этот разговор участию в республиканских первичных теледебатах на Fox News. По оценкам экс-президента, позиции которого только укрепляются выдвинутыми против него обвинениями, он опережает всех своих потенциальных оппонентов на 50-70%, и давать им повод собраться вместе, чтобы нападать на него по вопросам, заранее подготовленным кукловодами, он не намерен. Да и канал Fox после ухода Карлсона в глазах Трампа потерял. Во-вторых, сам Карлсон вскоре после интервью совершил поездку в Европу, где отметился рядом заявлений, которые шокировали западную общественность, да и у нас были восприняты одновременно как с удовлетворением, так и с удивлением.
«НАТО развалится, а послевоенный миропорядок рухнет; порукой тому – диверсия, совершенная спецслужбами США на “Северных потоках”, против наиболее мощной европейской страны – Германии, центра Западной Европы, кроме которой союзников у Америки не осталось».
Прокатился Карлсон в связи с этим и по демагогии климатических махинаторов: «Если вы в секте (!) глобального потепления, то это [подрыв СП, выбросивший в атмосферу гигантское количество метана] как сам дьявол спустился на Землю. И это сделала администрация Байдена». Иначе говоря, «борьба за климат» - для отвода глаз, и если в геополитическом противостоянии на нее требуется наплевать – извольте. Такова реальная цена «Целей устойчивого развития». В-третьих, в рамках разговора о внутренней политике и выборных перспективах в США Трамп с большой обидой прокомментировал действия своего вице-президента Майкла Пенса.
«Очень плохие парни посоветовали ему отстроиться от шефа» в событиях 6 января (2021 г., штурм Конгресса), в то время, как сам Трамп в них увидел «свежий ветер» перемен. Понятно, что в новой легислатуре Пенса рядом с собой Трамп не видит. А кого тогда? Как бы не самого Карлсона – не случайно к нему и пришел на интервью, не погнушавшись ни «задвинутого» телеведущего, ни «второсортности» канала в системной иерархии информационного истеблишмента США. Прямо по пословице: «Не место красит человека, а человек – место».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не являясь американистом, готов считать версию связки «Трамп – Карлсон» игрой собственного воображения, не развивая ее за рамки четырехлетия 2025-2028, но «внесистемные» времена нередко требуют «внесистемных» решений, и Трамп производит впечатление лидера, способного такие решения принимать. И самое главное, — у него на это, видимо, есть карт-бланш «от кого следует», что показательно совпадает с упадком рейтингов главного внутриреспубликанского оппонента – Рона Десантиса. Не говоря об остальных.
Россия в интервью упомянута дважды: разумеется, в связи с украинским кризисом и в контексте информационного вброса относительно «ноутбука из ада» - личного компьютера Хантера Байдена с расшифрованным в нем компроматом на него и на высокопоставленного отца. Трамп упоминает «письмо 50-ти» «беспартийных» офицеров спецслужб, сляпанное тогдашним шефом Национальной разведки Джеймсом Клеппером, насчет того, что содержимое ноутбука якобы «сфабриковали» и «подбросили» российские спецслужбы – для того, чтобы представить эту аргументацию в устах Трампа против Джо Байдена как доказательство зависимости первого от Москвы. Трамп не верит в это, считает провокацией и, называя вещи своими именами, подтверждает, что уволил директора ФБР Джеймса Коми в том числе потому, что его деятельность – часть общей мистификации на российском направлении. Трамп ссылается на майский (2023 г.) доклад спецпрокурора Джона Дарема, категорически опровергший его связи с Россией и при этом подчеркивает известный у нас эпизод с участием в бизнесе Хантера Байдена супруги покойного мэра Москвы Юрия Лужкова Елены Батуриной, перечислившей отпрыску тогда вице-президента Джо Байдена 3,5 млн долларов. Ну и выясняется, что у этого конфликта – внутренняя проекция; просто Трамп считает Коми «страховым полисом» Хиллари Клинтон как раз на случай его «невероятной» победы, и его очень задевает, что ее вероятность в ноябре 2016 года оппоненты рассматривали как «один на сто миллионов».
Что касается кризиса на Украине, то Трамп не прямо, но косвенно подтверждает российские и китайские утверждения о том, что конфликт был намеренно спровоцирован НАТО под диктовку США, и президент Байден к этому лично причастен. Здесь нужна прямая речь: «Он [Байден] должен вытащить нас из этого опосредованного конфликта с Россией, в который мы ввязались на Украине. Вообще-то это не так-то трудно сделать. Я считаю, это вполне возможно. У него-то, конечно, ничего не выйдет, он в этом смысле профнепригоден. Но этот конфликт должен закончиться как можно скорее… Будь я президентом, до этого бы попросту не дошло», - повторяет последней фразой Трамп свою версию, которой он придерживается с начала конфликта.
Хотя логичнее, на наш взгляд, было бы поставить вопрос несколько иначе: при Трампе США не стали бы этот конфликт провоцировать – не лепили бы из Украины «анти-Россию», не науськивали бы киевский режим, не вооружали бы его и т.д.? В это, честно говоря, верится с трудом. Тем более, что признаваясь во вмешательстве в ситуацию именно США, Трамп в случае с другими эпизодами российско-американского и китайско-американского противостояния занимает по отношению к Москве и Пекину неоправданно жесткую позицию.
«Представляете, у нас завелся засланный казачок [Байден], который даже боится потребовать, чтобы Россия убралась с Кубы. И Китаю боится сказать, чтобы туда не лез. Вы только вдумайтесь: Китай строит там военную инфраструктуру! …Когда я впервые узнал, что Китай строит на Кубе инфраструктуру — подразумевается, что военную, что бы они там ни плели ни про какие “коммуникации”. Они уже такое провернули на островах у Японии. Взяли остров и развернули масштабное строительство, а всем — в том числе самой Японии, хотя именно ей надо держать ухо востро — сказали, что это “жилищное строительство”».
Почему не сообразить, что сам факт никем пока не доказанной «военной деятельности» на Кубе нашей страны и дружественного Китая связан с вызывающей политикой США? В том числе по отношению к Гаване. Американская военная инфраструктура в Европе, а теперь и на Украине, у границ России, а также в Японии, Южной Корее, на Филиппинах и на Тайване, у границ Китая, — это «нормально», а включение в игру «Острова Свободы» - «непозволительно»? Это такие двойные стандарты, признаем, даже у эксклюзивного фрондера официозу «глубинного государства»? Или это неспособность выйти за рамки стереотипов восприятия, созданных принадлежащих этому официозу массовых СМИ? Показательно: Трамп в своих рассуждениях старательно обходит острые углы предысторий тех или иных эпизодов Новейшей истории. Именно при нем, например, произошла ссора с Китаем, переломным моментом в которой, сделавшим ее необратимой, можно считать попытки Вашингтона в мае 2018 года принудить Пекин прекратить государственную поддержку сектора высоких технологий, запустив туда «иностранных», считай, американских «инвесторов». Или пример с накачкой оружием и дипломатической поддержкой Тайваня. Это правда, что Трамп сам туда не ездил. Но он и не осуждал поездки своих бывших соратников, например, экс-директора ЦРУ и госсекретаря Майка Помпео, сделавшего в Тайбэе немало откровенно провокационных заявлений о поддержке тайваньской «независимости». А Япония, которой угрожает строительство «жилья» и «шестикилометровой ВПП» на китайском острове, разве уже не впряглась на стороне США за тот же Тайвань, пообещав поддержать любую американскую авантюру? Или в этот альянс не втягивается Сеул, особенно при новом президенте?
Или вот еще тема. «Я общался с президентом Си, с Путиным, с Ким Чен Ыном. Мы с Северной Кореей хорошо поработали и не допустили ядерной войны. А иначе у нас бы уже было 40 тысяч трупов. Они бы сбросили ядерную бомбу на [американскую, на Юге полуострова] базу, и готово. Но мы нашли общий язык, это хорошо для всех».
Действительно, нашли? С одной стороны, Трамп честно раскрывает некоторые закрытые страницы. В частности, признает, что инициатива прямых переговоров с КНДР исходила от Пхеньяна, причем, в ситуации, которая говорит о том, что шаг навстречу был сделан именно северокорейской стороной. От Ким Чен Ына позвонили и развеяли опасения потенциальных участников зимней Олимпиады-2018 в Пхенчхане; никакого противодействия со стороны КНДР, сказали, не будет. Трамп сориентировался и пригласил в ответ делегацию из Пхеньяна, во главе которой на Игры приехала младшая сестра лидера страны Ким Ё Чжон, и с ее миссии закрутилась тема переговоров, предварившая три встречи на высшем уровне. С другой стороны, цены бы Трампу не было, расскажи он так же честно о том, почему отказался в ответ на так и не состоявшуюся ликвидацию Севером своего ракетно-ядерного щита предоставить КНДР гарантии безопасности, что и сорвало переговорный процесс. Кто ему «не рекомендовал» этого делать? И не послужил ли именно тот прогиб «пробным шаром», после которого в штабах «глубинного государства» поняли, что Трамп уступает давлению, и его можно «запрессовать» фальсификациями на выборах-2020, по поводу которых он до сих пор так сокрушается? А как иначе: «Коготок увяз – всей птичке пропасть».
И еще. Подтверждая заинтересованность Байдена в поддержке украинского режима и в не вынесении «сора из избы» отношений его семейки с Китаем, Трамп всей правды тоже не говорит. Не ставит точек над «i», отделываясь общими фразами. Дескать, Китай знает, откуда у Байдена деньги, так «может он и платил»? Вместо упоминаний о конкретной истории с конкретной китайской частной компанией Bohai Group, которая контактировала с Байденом-младшим (фигурирует сумма в 1,5 млрд долларов), экс-президент и возможно будущий хозяин Овального кабинета старается переложить вину на Пекин в целом. Это у нас могут не понимать, что бизнес и государство – не одно и то же, в Америке это понимание впитывается с молоком матери, там другой экономики не знают. Почему Трамп поступает так? Потому, что к Китаю у него геополитические претензии. «Одной Кубой дело не ограничивается. Они ведь орудуют по всей Южной Америке. …Теперь Панамский канал контролирует Китай. Они фактически управляют им. Нам не следовало этого допускать. Мы не можем допустить, чтобы Китай закрепился на Кубе. И китайцы уйдут, если я стану президентом. Потому что у меня очень хорошие отношения с председателем Си. Он уважал нашу страну, он уважал меня. И он уйдет с Кубы. Мы не должны позволять ему управлять Панамским каналом. Это же мы его построили. Мы должны были его сохранить. А мы отдали его за один доллар, только подумайте».
А в украинском случае? Опять никакой конкретики, хотя уж здесь-то все давно известно, причем, вполне официально. Информация от 20 ноября 2019 года: «Генеральная прокуратура Украины подготовила обвинение собственнику энергетической компании Burisma, экс-министру экологии Николаю Злочевскому, в котором есть информация о том, что сын бывшего вице-президента США Джо Байдена - Хантер как член правления Burisma и его партнеры получили 16,5 млн долларов за свои услуги. Об этом сообщил в среду на пресс-конференции в Киеве депутат Рады от “Слуги народа” Александр Дубинский, ссылаясь на материалы следствия. По его словам, эти деньги имеют преступное происхождение».
Без комментариев. Обратим внимание только на слив компромата на чету Байденов партией нынешнего военного преступника Владимира Зеленского. Следовательно, действиями Белого дома на украинском направлении дирижирует марионетка того самого «глубинного государства», которая делает, что ей говорят. В противном случае, поскольку «осадочек остался», Байден повел бы себя иначе. Но Трампу эти подробности, как выясняется, тоже не очень нужны.
Что в сухом остатке? Выбирая между Байденом и Трампом, разумеется, — Трамп. По принципу наименьшего из зол. Хотя бы потому, что он столько раз обещал остановить киевский режим, принудив его к миру, что отвертеться от своих слов ему будет трудно. Хотя и не невозможно. В условиях, когда действующие власти Вашингтона, как мы и предполагали, официально пролонгировали помощь ВСУ минимум на год с поставкой еще более современных вооружений, включая самолеты F-16, мира без смены власти в США не будет. Впрочем, это рефлексивная реакция на сказанное, а возможна и инициативная – не допустить, чтобы «наступ-2024» у ВСУ вообще состоялся, но это – другая тема.
В этом контексте существует и еще одна ипостась, которая доказывает, что игра пошла обоюдоострая. Если цели, провозглашенные Вашингтоном, которым ныне оппонирует Трамп, провалятся еще до того, как он сможет приступить к реализации своей «миротворческой» программы, США вполне могут оказаться поражены системным кризисом. Военное поражение – всегда катализатор внутренних потрясений. И амбиции Трампа обратятся на более прозаические вещи, чем глобальное влияние – сохранение гражданского мира и стабильности в собственной стране. Не случайно, о том, что США угрожает гражданский конфликт, он тоже проговаривается. Мораль простая: добиваясь своего выживания, России конечно же следует оглядываться вокруг. Но ставить на Трампа, связывая с ним какие-то ожидания, – вещь весьма опасная; разочарование рискует оказаться болезненным. «Под лежачий камень вода не течет». Представляется, что никакие маневры никого из американских лидеров не нанесут большего ущерба вашингтонской «партии войны до последнего украинца», чем решительный успех России на поле боя. Все остальное – игры с заведомыми шулерами и с заведомо непредсказуемым финалом. Рисковать – не имеем права, поэтому рассчитывать приходится только на себя.
Комментарии читателей (0):