Когда глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов во время своего недавнего визита в Анкару в переговорах с вновь назначенным главой МИД Турции Хаканом Фиданом и с главным советником президента Турции Акифом Чагатаем Кылычем вновь заговорил о так называемом «Зангезурском коридоре», стало ясно, что делается это неслучайно. По всем признакам, Баку приступил к реализации так называемой «упредительной дипломатии», чтобы блокировать возможные действия Турции на армянском направлении. Ранее его насторожило то, что об этом коридоре в Анкаре стали, во-первых, рассуждать только на уровне министра сельского и лесного хозяйства Турции Ибрагима Юмаклы. Именно он, а не глава МИД Фидан, высказывал надежду на то, что «когда этот коридор будет открыт и наши торговые и культурные отношения станут ближе, Игдыр (город в Турции) увидит первые преимущества этого коридора, который станет отправной точкой в нашей стране». На совместной пресс-конференции в Анкаре с Байрамовым Фидан говорил следующим образом: «Путь к стабильности в регионе лежит через обеспечение мира. Большую роль в этом играет также открытие Зангезурского коридора». В суждениях Фидана о «Зангезурском коридоре» нет категоричности, которая ранее выставлялась Анкарой в качестве одного из важных условий в процессе нормализации отношений между Турцией и Арменией.
Новое правительство Турции начинает переосмысливать новые реалии в Закавказье, сложившиеся после второй карабахской войны. Может ли Анкара серьезно цепляться за «Зангезурский коридор», если сам президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе, отвечая на реплику премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что в мирном соглашении 9 ноября 2020 года нет упоминания о «Зангезурском коридоре», ответил: «это наше право, инициировать все что угодно, то, что мы считаем правильным, легитимным, разумным, и то, что, кстати, поддерживается в том числе и Российской Федерацией и другими вовлеченными в процесс урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном сторонами». При этом Алиев передернул позицию России. Когда Москва говорит о разблокирования транспортных коммуникаций в Закавказье, то это не означает, что под этим термином понимается создание именно «Зангезурского коридора», что, кстати, следует из 9-го пункта соглашения 9 ноября 2020 года.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 22.10.23 Иран собирает глав МИД Азербайджана, Армении, России и Турции
- 29.08.23 Нагорный Карабах: Париж задвигает инициативы Москвы
- 24.08.23 Азербайджанские СМИ и политики объявили о своей «победе над Русским миром в Карабахе»
- 24.08.23 Армения передала Азербайджану новые предложения по мирному договору
Когда начался диалог спецпредставителей по нормализации отношений между Арменией и Турцией вице-спикера парламента Армении Рубена Рубиняна и посла Турции Сердара Кылыча, то он не обуславливался какими-либо предварительными условиями. Так был обозначен параллельный азербайджано-армянскому диалогу переговорный процесс, который по логике должен привести к восстановлению дипломатических отношений между Турцией и Арменией и открытием границы. Что касается перспектив нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, то Ереван стремился вывести это направление как отдельное. Не случайно Пашинян на словах признает территориальную целостность Азербайджана, говорит, что Нагорный Карабах «ещё до 2018 года потерял как теоретические, так и практические возможности не быть в составе Азербайджана». Тем не мене затеянная «марофонная дипломатия» между Ереваном и Баку сразу на трех площадка - вашингтонской, брюссельской и московской - выглядит провальной, как и турецко-армянский диалог.
В то же время у Анкары более широкий геополитический горизонт, нежели у Баку. Она вынуждена тоньше реагировать на изменения в глобальном и в региональном военно-политическом балансах. При этом спецификой нынешней попытки нормализации отношений между Ереваном и Анкарой является то, что активизировался патронаж Запада, хотя на официальном уровне из Москвы устами главы МИД Сергея Лаврова звучат заявления о том, что усилия по нормализации армяно-турецких отношений поддерживаются Москвой, и она в них якобы активно участвует.
При этом и Армении удалось затащить Азербайджан на западные площадки, где интересы Турции и Азербайджана могут не совпадать и не совпадают. Тем более, что, по данным турецких и американских СМИ, «с приходом в МИД Турции Фидана, бывшего главы турецкой разведки, стало активизироваться на турецко-армянском направлении дипломатическое и другое закулисье. Не случайно проправительственная турецкая газета Hürriyet решила предать гласности факт, что спецпредставители Турции и Армении помимо официальных встреч провели более 500 телефонных разговоров, о которых ранее нигде и никогда не сообщалось. Такое число контактов при отсутствии каких-либо значимых подвижек в публичном пространстве говорят о том, что отношения у Анкары с Ереваном перестают напрямую зависеть от армяно-азербайджанского трека. В этом процессе заокеанские кураторы решают более глобальные задачи, и участь «разменной закавказской монеты» их не интересует.
Им удалось оттянуть на свою сторону Армению, а она повело за собой и Азербайджан. Теперь он пытается вернуть свою дипломатию в прежнее русло, завязать на себя диалог Армении с Турцией, чтобы обойти все подводные камни. В этом контексте можно сказать, что история повторяется, ведь так называемая «футбольная дипломатия» 2008-2009 годов, завершившаяся Цюрихскими протоколами», показала, что официальная Анкара при определенных условиях способна разыгрывать «карту» Баку в своих интересах, в действительности ставя уже перед ним ряд конкретных предусловий, в частности, по статусу Нагорного Карабаха. Взамен отказа Армении от политики международного признания Геноцида армян и фактическое признание территориальной целостности Турции, считая часть её территорий Западной Арменией.
Но как бы то ни было, все идет к тому, что сохраняющиеся прежние политические и геополитические проблемы Закавказья начинают решаться гораздо более активно, правда, без гарантий их потенциальной плодотворности. Все пока упирается в непубличные стороны проблем, и есть шанс у всех, в том числе и у Москвы, выжать максимум преференций в этом сложном процессе. Главное, что все действующие вокруг Турции, Армении и Азербайджана игроки действительно знают, чего хотят получить.
Комментарии читателей (0):