Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) на днях «дало» неделю новым властям Нигера на возвращение к власти профранцузского президента Мохамеда Базумы. В противном случае ЭКОВАС пообещало принять «все меры», в том числе и военные, для восстановления «конституционного порядка».
Здесь необходимо понимать следующее. Когда речь идёт о решениях и заявления ЭКОВАС, то по сути мы видим позицию Парижа. Сам западноафриканский союз является неоколониальной наднациональной надстройкой Франции, основной задачей которой является контроль над Западной Африкой.
Регион чрезвычайно важен для Франции. Во-первых, он в значительной степени обеспечивает её энергетическую безопасность. Из Нигера направляется порядка трети от необходимого французским АЭС урана. Да, в случае окончательного прекращения поставок Франция сможет решить возникшие проблемы, переориентировав импорт на другие регионы. Но это потребует времени, а также дополнительных расходов.
Плюс имеется вопрос обеспечения долгосрочной энергетической безопасности. Ведь если из Нигера Франция могла бесконтрольно выкачивать уран по заниженным ценам, то поставки из других регионов проходят исключительно на коммерческой основе. Да и политические риски с тем же Казахстаном или Узбекистаном в обозримой перспективе весьма существенны.
Помимо урана можно назвать и другие факторы, важные для Франции. Западная Африка даже после обретения формальной независимости продолжает оставаться существенным источником доходов для французских элит.
Финансовые круги Франции, завязанные на американских банкиров, контролируют в регионе добычу драгоценных металлов, через подконтрольные финансовые структуры ЭКОВАСа. Говоря по-простому, отмывают деньги, а также контролируют наркотрафик, идущий транзитом из Нигерии в Ливию с дальнейшим распределением по Европе. Разумеется, в этом традиционно участвуют западные спецслужбы (в данном вопросе - французские и английские), имеющие свой финансовый интерес.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В общем, для Парижа Западная Африка важна не только с точки зрения государственных интересов, но и с точки зрения интересов французских элит, для которых регион остался последним источником сохранения политических ресурсов (деньги конвертируются во власть).
Отсюда такая нервная реакция Парижа на происходящее в Нигере. Хотя, казалось, очередной для Африки военный переворот является вполне будничным делом. Договориться о поставках урана можно и с новыми властями, никаких проблем здесь нет. Однако Франция понимает, что теряет именно контроль.
На этом фоне забавно наблюдать реакцию Вашингтона. США, несмотря на наличие в Нигере военной базы, активно не вмешиваются в происходящие события и даже на словесном уровне не подвергают новые власти жесткой критике, ограничиваясь будничными заявлениями.
Американские банкиры с удовлетворением наблюдают, как их младший партнер теряет свой последний ресурс, лишаясь автономии в «элитарных» глобалистских раскладах. А с потерей этого ресурса французские финансовые круги автоматически и окончательно превращаются в марионеток.
Судя по настрою Парижа, Франция рассматривает вариант начала боевых действий через своих прокси (страны ЭКОВАС). Однако вчера в поддержку Нигера выступили Буркина-Фасо и Мали. Данные государства благодаря компании Евгения Пригожина вышли из-под контроля Франции. В Мали и вовсе исключили французский из официальных языков.
Ранее на REX: Две африканские страны будут считать интервенцию в Нигере объявлением им войны
Мали и Буркина-Фасо заявили, что любое вмешательство во внутренние дела Нигера будет равносильно объявлению войны, в которой они намерены принять участие. Плюс на севере от Нигера находится Алжир. Страна ещё со времен холодной войны вышла из-под французского контроля и, несмотря на чреду политических кризисов, в настоящий момент обладает суверенитетом.
Алжир является умеренно антизападной страной и, одновременно, крупнейшим покупателем российского оружия. Пресса Алжира уже начинает подготовку общественного мнения. Вот что пишет издание Intel Kirby: «Алжир не будет сидеть сложа руки, пока происходит вторжение в соседнюю страну».
Также необходимо помнить о компании Пригожина, сотрудники которой находятся в Мали и, по некоторой информации, в Буркина-Фасо.
После ответа этих государств на ультиматум Парижа, Франция понимает, что легкой прогулки для возвращения своих марионеток к власти в Нигере не получится. Кризис рискует перерасти в масштабные боевые действия. Готова к ним Франция или нет (пусть даже через своих прокси) – большой вопрос. Ответ на него получим совсем скоро.
Комментарии читателей (0):