С туристическими зонами на северах сложно. Все города и посёлки здесь — промышленные узлы. Поэтому вопрос о наличии экотропы часто вызывает у местных оторопь. Но времена требуют перемен, а правительство — развития экотуризма. Кто-то только начинает шевелиться, кто-то уже в тренде. Да и сами жители в приватном разговоре непременно упомянут о «чудесном природном уголке неподалёку». Кстати, экотропа нынче дело обязательное. Без неё итоги работы и показывать стыдно. Маршруты эти бывают двух видов: заповедные, что в стороне от осколков северной урбанистики, и те, что проходят близ неизбежной северной «промки».
Для примера рассмотрим пять маршрутов. Первые три — классические оазисы заповедного типа. Следующие два соседствуют с промышленными объектами. Треки уже достаточно известны, внесены в реестры, т.е. перешли из области мечтаний в практическую плоскость.
1. Лапландский заповедник — леса Кольского полуострова, тундра и озера с каменистыми сопками. Стартовав из Мончегорска на авто, туристы через 40 минут окажутся у тропы, которая идёт вдоль берега озера Чуна на вершину горы Ельнюн-2. Пять часов ходу, и вы получите в награду катарсис у священного места — «сейда», а также великолепные виды на озеро Имандра и залив Ель-лухт.
2. Группа островов Кандалакшского залива — заповедник между Белым и Баренцевым морями. Из-за этого климат разнится, можно побывать и в тундре, и в тайге. И рельеф разный: в акватории Белого моря льды меж островков, а вот побережье Баренцева потребует альпинистского снаряжения, местность там сплошь скалистая.
3. Умба — поселение на Терском берегу Белого моря, где живут потомки поморов. Там есть музей-заповедник канозерских петроглифов, наскальных рисунков III—II тысячелетия до н. э. Именно за ними на Север поехала главная героиня фильма «Купе номер 6», лауреата Гран-при Каннского фестиваля. От этого поселения и начинается пятикилометровая пешеходная тропа… Ну а что, нельзя же рассказывать только о Териберке.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
4. Ковдор — моногород в Мурманской области вдали от административного центра. Большинство жителей трудятся на Ковдорском ГОК. Местные активисты решили построить экотропу и выиграли президентский грант, обогатительные мощности им не помешали. Показательная история, кстати. Маршрут «По следу полярной совы» не сложен, есть оборудованные кострища. На финише путешественников ждёт каньон Нискаваара. А начать стоит с краеведческого музея.
5. Красные камни, Норильск. Объект находится в северо-западных отрогах плато Путорана — горного массива, по размеру сравнимого с Великобританией. Так что побывавший в ущелье Красные камни может смело сказать, что почувствовал ауру Путоран. Главный в ущелье — окружённый горами красного цвета двукаскадный водопад, спадающий в прозрачное озеро. «Промка» тут совсем рядом, тропа начинается от вентиляционного ствола одного из рудников, а от городских кварталов можно доехать за полчаса. Путь по ней займет около часа.
Неделю назад я по погоде приземлился вместо Норильска в Нижневартовске. На посадке хорошо были видны характерные песчаные прямоугольники на месте работ нефтяных вышек. Однако не менее заметны с высоты замечательные озёра и дикие урочища с первозданной природой… И вот вам два условия старта экотуризма:
1. Необходимы организованные энтузиасты, настоящие патриоты места, без них не сладится ни-че-го. И ни одно распоряжение свыше эту зависимость не отменит.
2. Экологически безупречные уголки есть везде. Вас не должно смущать наличие рядом цехов, порта или заброшенной в/ч. В конце концов, именно промышленное освоение Арктики подарило нам пути сообщения, по которым турист может добраться к красотам… И ещё: будущее за синтезом экотуризма с промышленным. Именно контраст выпяченных наружу мышц промышленности с первозданной красотой по соседству проявляет реальности времени. И обеспечивает насыщенность тура.
Вадим Денисов, писатель, публицист, исследователь Севера, специально для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):