Интересы стран Западной Европы и США
С развитием мировой экономики Арктическая зона приобретает все большее значение. В связи с этим растёт и обеспокоенность региональных государств ситуацией в сфере безопасности.
Арктика всегда позиционировалась как территория сотрудничества и гарант обеспечения энергетической и продовольственной безопасности для многих стран. Участники Арктического Совета неоднократно выражали приверженность утверждению, что Арктика является территорией сотрудничества, а не конфронтации. Однако события последних лет стали смещать акценты интересов с исключительно научных и гуманитарных целей на военные: Вашингтон, а вслед за ним и остальные западные страны-участники Арктического совета переориентируют взаимодействие в Арктике с традиционной повестки по защите биоразнообразия, борьбе за изменение климата, обеспечения устойчивого экономического развития и международного научно-технического сотрудничества на решение вопросов по обеспечению военно-политических интересов своих стран.
Усиление военной активности проявляется в регулярном проведении масштабных военных учений, развертыванием новых арктических формирований вооруженных сил стран НАТО, усилением интенсивности полетов стратегической и разведывательной авиации. В Арктической зоне растет число военных учений с участием иностранных государств, при этом активность США, Канады и Дании даже превышает уровень активности в годы холодной войны. Арктические государства ускоренными темпами модернизируют собственные вооруженные силы, в том числе с учетом возможного решения задач в регионе. Ситуацию осложняет отсутствие действенных международных режимов безопасности в Арктике, а также все более активное поведение нерегиональных государств, которые будут поддерживать тех игроков, которые предложат им наилучшие условия участия в арктических проектах.
Усиливается военная активность и на архипелаге Шпицберген, где расположена телеметрическая станция, подключенная к системе Североатлантического альянса. В ближайших водах архипелага боевые самолеты НАТО отрабатывают боевые задачи в условиях Крайнего Севера. Продолжается патрулирование арктических морей американскими атомными ракетными подводными лодками стратегического назначения с ядерным и обычным высокоточным оружием на борту, а также ударными атомными подводными лодками.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
За последние годы США приняли три арктические стратегии. Однако все они носят «военный» характер. Это стратегия министерства обороны, ВВС и сухопутных войск США. Северный Ледовитый океан все больше становится доступным для военного присутствия.
Арктика стала одним из приоритетов Национальной стратегии США в области обороны, опубликованной 27 октября 2022 года, а также ее составных элементов — обзоров по ядерной политике и политике в области противоракетной обороны. В иерархии региональных целей оборонного ведомства США Арктический регион завершает список потенциальных театров военных действий (ТВД) после индо-тихоокеанского, европейского, ближневосточного и африканского.
Регион Арктики сохраняет важное стратегическое значение для ядерного подводного флота США. Здесь пролегают кратчайшие траектории для баллистических ракет, направленных из Восточного в Западное полушарие. Этот район также важен для США с точки зрения контроля за передвижением российских подводных лодок стратегического назначения. Также среди военно-стратегических интересов Вашингтона в Арктике стоит отметить противоракетную оборону, стратегическое сдерживание потенциального противника, ведение морских операций, свобода навигации и перелетов. Именно для защиты этих интересов США при необходимости готовы действовать в одностороннем порядке.
Интересы Российской Федерации
Российские интересы в Арктике сосредоточены в нескольких областях. Во-первых, это экономика, ведь регион обеспечивает около 15% ВВП, имея возможности существенно повысить данный показатель в системе народного хозяйства нашей страны.
Во-вторых, это вопросы безопасности. В Арктике расположены предприятия оборонной промышленности, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры, кроме того, государственная граница России на протяжении более 20 тысяч километров проходит по Северному Ледовитому океану. Не менее важными, хотя и менее критичными для безопасности страны, являются научные и природоохранные интересы.
Новые инициативы России в Арктике получили практическое воплощение, прежде всего, в военной области. Следует отметить, что российские программы по модернизации вооруженных сил и увеличению военного присутствия в арктической зоне не направлены против каких-либо государств региона, хотя подобные опасения и имеются у зарубежных партнёров.
Для недопущения ослабления позиций России жизненно важно развитие инфраструктуры базирования и оперативное оборудование территорий, оснащение ВС РФ специальным оружием и техникой, адаптированными к арктическим условиям, а также обеспечение присутствия в ряде районов (например, на архипелаге Шпицберген). Помимо противодействия угрозам военного характера крайне важны также предупреждение экстремистской и террористической деятельности, мониторинг чрезвычайных ситуаций.
К числу конкретных мер, принимаемых для реализации выделенных задач, можно отнести комплексное развитие инфраструктуры морских портов и морских судоходных путей в акваториях СМП, Баренцева, Белого и Печорского морей, создание штаба морских операций по управлению судоходством, а также содержание военных объектов в шести районах Арктики.
Повышение эффективности хозяйственного использования СМП, равно как и содействие ВС РФ, предполагается обеспечить с помощью строительства спасательных, гидрографических, лоцманских, грузовых судов (в том числе на газомоторном топливе), а также атомных ледоколов типов «Арктика» и «Лидер». Для покрытия военных и гражданских нужд в сферах связи, идентификации и гидрометеорологии создается высокоэллиптическая космическая система и подводная волоконно-оптическая линия.
На прошедшей неделе президент России Владимир Путин дал поручение до 2024 года модернизировать инфраструктуру в районе базирования Северного флота в Мурманской области и начать модернизацию расположенных в Арктике военных городков.
Очевидно, что реализация данных мер требует соответствующего финансирования.
Руководством страны в 2020 году заявлено общее финансирование госпрограммы развития Арктики до 2024 года в размере 57 млрд рублей. В соответствии с распоряжением Правительства РФ (Распоряжение от 24 ноября 2022 года №3603-р), в 2023 году Правительство направит более 2,6 млрд рублей на развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры в регионах Арктической зоны РФ.
Кроме того, выстраивая систему финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Арктической зоны, Минвостокразвития подготовило порядок формирования Фонда развития Арктики. Речь идет о механизме перераспределения в пользу арктических субъектов РФ части доходов, поступающих в федеральный бюджет от реализации инвестиционных проектов в этом макрорегионе. Ожидается, что в перспективе ежегодные бюджетные ассигнования на цели фонда составят не менее 1 млрд руб.
Алексей Фадеев, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):