F-16 для Киева: превосходство в воздухе или большой бизнес

10 июля 2023  15:37 Отправить по email
Печать

«НАТО, дай самолеты» уже превратилось в расхожий мем, как и недавнее «Шойгу, где снаряды». Украинские политики наперебой уверяют своих европейских и американских партнеров-спонсоров в необходимости поставок универсальных истребителей F-16, которые, по их заверениям, позволят Украине одержать окончательную победу над Россией. В преддверии очередного саммита НАТО можно с уверенностью предположить, что Владимир Зеленский и его окружение используют эту площадку для новых, настойчивых просьб о современной авиации. Действительно ли в Киеве уверены, что 50-100 американских истребителей переломят ситуацию на фронте или администрация президента Украины в очередной раз лоббирует интересы своих спонсоров? Попробуем разобраться в ситуации.

Прекрасное соотношение цены и качества

F-16 – машина не самая новая, первый прототип этого универсального истребителя поднялся в воздух в 1974 году. С тех пор он неоднократно модернизировался, приспосабливался для новых боевых задач. F-16 может весьма эффективно работать в роли штурмовика, а в определенных модификациях и как противорадиолокационный самолет. Собственно, как раз от модификаций и вооружения и зависит эффективность боевого использования этой машины, относящейся к т.н. четвертому поколению истребителей. Хотя у европейских союзников США по НАТО были и собственные аналоги F-16, в конце «Холодной войны» американские компании «Дженерал Динамикс» и «Локхид Мартин» уверенно захватили европейский рынок, создав международный консорциум с участием голландской компании «Фоккер», бельгийской «SABCA» и других. Впрочем, 60% комплектующих все равно изготавливали в США, фирмам которых и доставалась львиная часть прибыли. В итоге, благодаря постоянной модернизации и «распределению труда» F-16 стал самым дешевым самолетом в своем сегменте, а на конец второго десятилетия 21 века и самым массовым.

Правда, дешевизна понятие относительное. Ведь в цену большинства контрактов входит и обслуживание и (особенно для иностранных покупателей) подготовка пилотов и механиков. Скажем, в 2019 Словакия заключила предварительный контракт на поставку 14-и F-16V Block-7072. Эта машина оснащена новейшей РЛС, аппаратурой связи и комплексом РЭБ. Базовая цена истребителей составила всего 57 миллионов долларов за штуку, однако с подготовкой пилотов и обслуживающего персонала, вооружением, дополнительными запчастями выросла до 180 миллионов. И это еще Вашингтон сделал скидку союзникам по Североатлантическому альянсу! Такие же машины Иордании в то же время предлагали по 350 миллионов, а болгарские союзники НАТО «сторговались» на 127. Кстати, в последней комплектации F-16V Block-7072 относится уже к поколению 4++ и стоит дороже нового истребителя-бомбардировщика F-35. С другой стороны, базовую модель можно приобрести и за 37 миллионов долларов, да и вообще отпускная цена во многом зависит от политической составляющей. Кстати, «Локхид Мартин» заявляет, что все F-16 можно модернизировать до последней версии.

Определенным преимуществом F-16 служит и низкая стоимость летного часа от 15 до 25 тысяч долларов. Самое важное, для них в Европе существует вся необходимая инфраструктура, ремонтные заводы, склады запчастей и вооружения, а, главное, учебные центры. Впрочем, нормальный курс переподготовки опытного военного пилота на F-16 длиться около года. При этом, пересесть на машину НАТО с моделей российского производства несколько сложнее, чем со шведских, британских или французских аналогов.

Так что, просьбы украинского политического истеблишмента выглядят, вроде бы вполне логично: дайте нам самый массовый истребитель, к которому много запчастей и боеприпасов!

Когда пиар важнее боевых качеств

В преддверии возможной передачи F-16 Украине, местные СМИ начали беспрецедентную кампанию по рекламе истребителя. Практически каждый киевский эксперт счел своим долгом высказаться по поводу преимуществ продукта американского авиапрома. Естественно, было заявлено, что данная машина дешевле, проще и имеет лучшие аэродинамические качества, чем российские аналоги. Отдельно на Украине всерьез обсуждались колоссальные преимущества 20-мм пушки, которой нет у российских истребителей. Последняя позволит, по мнению украинских экспертов, дешево сбивать беспилотники и крылатые ракеты. Что касается необходимой для обслуживания самолетов инфраструктуры, здесь сторонники Зеленского также преисполнены оптимизма, утверждая, что она практически создана. Кроме того, украинские СМИ активно продвигают тезис о том, что F-16 всегда выигрывал в боях против истребителей советского и российского производства и активно эксплуатируют миф о том, что все боевые потери F-16 понесли от огня ПВО, а подтвержденных потерь этой машины в воздушных боях нет. Оставим американские успехи в воздухе на совести плохо подготовленных иракских пилотов и несчастных сербах, отважно воевавших на стареньких штурмовиках «Ястреб-Галеб», а боевые потери F-16, на совести Пентагона, успешно их скрывающего, и зададимся вопросом, чего вообще ждут на Украине от самолета. По крайней мере, в чем убеждают аудиторию украинские СМИ?

В Киеве рассчитывают, что 50-70 F-16 смогут, во-первых, полностью прикрыть Украину от ракетных и беспилотных ударов со стороны России. Во-вторых, полностью перехватить господство в воздухе на линии фронта. В-третьих, используя американские машины как штурмовики, ВСУ, наконец, сможет прорвать российские укрепления и выйти на военный простор. Все это более-менее верно, но только в одном случае - если Украина формирует воздушный кулак и сразу поднимает в воздух эскадрильи машин. Для этого нужны основные и вспомогательные аэродромы, десятки подготовленных пилотов, техников, специалистов по вооружениям и связи. У Украины их нет. Если же F-16 передаются мелкими партиями, по принципу «с миру по нитке» и тут же отправляются на фронт, то их ждет судьба оставшихся у Украины штурмовиков СУ-24, которые горят в прифронтовой зоне от огня ПВО после нескольких боевых вылетов. Риск для обученного за огромные деньги и длительное время пилота погибнуть так же велик, а кто ценнее в условиях продолжающихся боевых действий? Машина за 40-150 миллионов долларов, которую можно поставить за несколько недель, или профессионал, которого учить почти год? Кроме того, если сбитый F-16 упадет на подконтрольную России территорию, Украину ждет колоссальный пропагандистский провал. Возможно, украинская аудитория об этом и не узнает, но сбитый борт продемонстрируют иностранным военкорам и под камерами основных российских телеканалов торжественно выставят в «Кубинке», предварительно изучив и демонтировав все интересные элементы.

Сбил тебя наш летчик Ли-Си-Цын…

Впрочем, выход у Киева и его союзников есть. Собственно, готовый алгоритм авиаподдержки союзников существует с 1950 года, достаточно открыть учебник истории. Истребители F-16 поставляются организовано вместе с командами техников и пилотов. Более того, нанять несколько сотен специалистов по самому массовому истребителю в союзных США государствах будет дешевле чем переучивать, или учить с нуля украинских. А потом можно работать по образцу советских асов в Северной Корее: к линии фронта не приближаться на n-километров, в эфире употреблять 5-10 украинских слов, носить украинскую военную форму, с местным населением не контактировать.

Единственная проблема реализации данного варианта – организованность. Нужно продумать, как и где разместить иностранных специалистов, навербовать их, скрыть от возможных российских ударов, обеспечить координацию работы этого «воздушного зонтика». Возможно ли это? При определенных и весьма затратных усилиях – да. И это единственный способ для Киева оперативно обеспечить если не авиаподдержку на фронте, то, хотя бы прикрыть центральные районы страны. Что же касается ситуации на линии украинского «контрнаступления», F-16 будут ненамного меньше уязвимы для российских систем ПВО, чем не модернизированные украинские штурмовики и истребители. Обстановку они затруднят, возможно сильно, но войны не выиграют. Россия не Ирак и больше года обкатывает свое ПВО в военных условиях. Или же иностранным наемникам нужно будет с огромными потерями над подконтрольной Россией территорией вскрывать и уничтожать позиции ПВО, а Зеленский и Ко будут требовать нового возмещения потерь.

Из комиков в лоббисты

Окончание «Холодной войны» нанесло огромный ущерб военпрому стран НАТО. Никакие локальные конфликты не могли оправдать рост расходов на вооружение. Уже в 1993 году производитель F-16 «Дженерал Динамикс» продал свое авиаподразделение компании «Локхид Мартин». Маркетологи компании, совместно с Пентагоном и Госдепартаментом занялись продвижением продаж своей самой популярной модели, сделав F-16 самым массовым истребителем. Большие надежды возлагались на расширение блока НАТО, но тут выяснилось, что, не взирая на существенное давление Вашингтона, многие восточноевропейские страны не хотят отказываться от проверенных советских образцов авиации и переходить на стандарты Североатлантического Альянса. Более того, некоторые из них еще и «кормили» Москву, закупая комплектующие, заказывая модернизацию боевых машин, а то и приобретая новые. Кроме того, усилившаяся Россия начала бороться за рынок военной авиации, заключая все больше зарубежных контрактов на поставки своих самолетов.

В 2014 году дело сдвинулось с мертвой точки. Санкции существенно затруднили обслуживание воздушных машин советского и российского производства. К примеру, попытки Хорватии в 2015-2016 годах отремонтировать свои истребители МИГ-21бис на Украине в «Одессаавиапроме» привели к серьезному международному скандалу из-за неисполнения украинской стороной своих обязательств. Окончательно все изменилось в лучшую сторону после начала конфликта на Украине. Во-первых, в рамках военной помощи члены НАТО стали передавать Украине самолеты советского и российского производства, на которых умеют летать и украинские пилоты, и недорогие восточноевропейские наемники. Во-вторых, взамен переданных машин и для срочного укрепления своей обороноспособности против «российской агрессии» партнеры США по НАТО начали более-менее массово заказывать продукцию «Локхид-Мартин». В итоге за последний год рост акций компании составил более 23%, а на пике доходил до 40%!

При этом, сколько бы словацких, болгарских и польских «Мигов» и «Сушек» не сбивали российские войска, это никак не сказывается на репутации американского авиапроизводителя. А вот первые несколько горящих F-16 этот рост акций прекратят. Или, как минимум, заставят сильно напрячься рекламный департамент компании «Локхид Мартин». Кстати, поэтому массовый налет F-16 с целью подавления российского ПВО изначально предполагающий большие потери кажется маловероятным, в случае, если у союзников Киева не будет полной уверенности в успехе. Идеальным же пиар-ходом для американского авиапроизводителя является такой сценарий: НАТО делает заявление об увеличении поставок авиации Украине, включая F-16. Несколько появляются в украинском небе, сбивая несколько ракет и подавляя своей системой РЭБ беспилотники. Это подается как крупный успех современной авиации. Одновременно союзники Киева заявляют, что во избежании эскалации конфликта F-16 не будут принимать участие в боевых действиях непосредственно на фронте. Акции «Локхид Мартин» растут, продажи растут, зависимость Европы от американского авиапрома тоже растет. Заметим, самолеты Украине передают страны НАТО, а не компания «Локхид-Мартин», которая в итоге получит новые продажи и хорошую прибыль.

Зеленскому можно было бы посоветовать просить у Запада другие самолёты, его партнёрам это менее выгодно. Для них война – это в первую очередь бизнес.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Calm47
Карма: 161
10.07.2023 17:06, #49635
"F-16 для Киева: превосходство в воздухе или большой бизнес"

И не первое, и не второе. Не надо пустословия. Самолет F-16 был хорошей машиной в 70-80 годы прошлого века. Это истребитель-бомбардировщик. Он проэктировался и предназначался как универсальный свмолет. Он никогда не предназначался для обеспечения господства в воздухе. Господство в воздухе должны были обеспечивать истребители F-22.
F-16 Не сможет обеспечить превосходство в воздухе. Не предполагается поставка самолетов новых модификаций, снабженных более совершенной электроникой. Самолеты из европейских стран, это старый хлам подлежащий списанию. Самый новый и предлагаемой можификации был выпущен в 1980 году. В настоящее время эти самолеты находятся в стадии списания. И следует помнить, что эксплуатация старья в разы дороже эксплуатации новых машин.Потому европейцы совсем не против получить деньги укротуземцев за поставки своего металлолома.
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть