Тема Арктики на ПМЭФ-2023: векторы развития, проблемы, акценты

22 июня 2023  17:34 Отправить по email
Печать

На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме – 2023 тема Арктики была одной из ключевых. Соглашения, подписанные Арктическими регионами, разнообразны по тематике и значительны по суммам, однако хочется оговориться, что, хотя фактически форум всегда был площадкой, на которой в большом количестве подписываются внутренние, а не международные договоры, особо хотелось бы обратить внимание на проекты, имеющие международное значение.

Из проектов, связанных с развитием регионов, можно отметить соглашения, связанные как с развитием инфраструктуры регионов, например, соглашение Мурманской области с «Газпромом» о газификации, так и связанные с появлением новых производств: соглашение на разработку литиевого месторождения на Кольском полуострове. Но наиболее интересным с точки зрения мировой конъюнктуры являются соглашение о постройке атомной станции малой мощности, которые только проектируются в США и Великобритании, но уже работают в России. По данным МАГАТЭ, малые АЭС являются главным мировым трендом, помимо обеспечения энергетической независимости Арктики, проект подтверждает мировое лидерство России по этому направлению.

Наиболее обсуждаемым во всех отношениях проектом остается Северный морской путь (СМП), где много планов уравновешивается таким же количеством вызовов. Развитие перевозок грузов по СМП активно продвигается, хотя в этот раз возникло некоторое ощущение déjà vu – как в части вновь озвучиваемой аргументации привлекательности маршрута как транзитного «на Запад» для всего собирательного «Востока», в частности – Индии, так и в части подписания соглашения о стратегическом сотрудничестве с крупнейшей мировой логистической компанией из ОАЭ DP World. В то же время беглого взгляда на карту достаточно для понимания заинтересованности в маршруте весьма немногих государств Востока, а такое же соглашение с DP World было уже подписано два года назад, на «Дне Арктики».

Но вне зависимости от того, насколько обоснованы претензии на то, что СМП может стать альтернативой Южному морскому пути через Суэцкий канал, необходимо его использовать для развития Арктических регионов. Некоторые очевидно узкие места смежных с судоходством отраслей, судостроение и судоремонт, вроде бы начинают расшиваться, хотя пока рано рапортовать об успехах: подписано соглашение о создании в Архангельской области судоремонтного завода, который сможет обслуживать до 40% арктического флота.

По судостроению остаются вопросы: если в конце 2022 года заявлялось, что «по минимальной оценке, с учетом прогнозируемого грузопотока к 2030 году на СМП должно работать 17 ледоколов, а к 2035 году — 22», то на ПМЭФ прозвучала цифра 14 ледоколов к 2030 году. Не уточняется, насколько повлияло на эти планы потепление в Арктике. Задача по увеличению судов высокого арктического класса, которые обеспечат круглогодичную навигацию по СМП, является более чем серьезным вызовом для отрасли: если сейчас их в эксплуатации 29, а строится 41, то к 2030 году их число должно составить 158. Развитие инфраструктуры также буксует из-за недостатка финансирования.

Нельзя рассматривать Арктику и реализующиеся там проекты в отрыве от российской экономической действительности. По мере реализации проектов, предприятия неизбежно будут сталкиваться с одной из острейших проблем на сегодняшний день: дефицита кадров, который будет усугубляться по мере внутренней конкуренции за имеющиеся трудовые ресурсы. В этой связи безусловно важно инфраструктурное развитие регионов и городов, однако этим не ограничивается создание комфортной среды и привлекательности рабочих мест. Чтобы многочисленные проекты, даже при наличии финансирования, стали реальностью, необходимо, чтобы Арктика стала притягательным местом для специалистов, конкуренция за которых будет только усиливаться.

Аналитик Института региональной экспертизы Александр Баврин специально для Telegram-канала СМП.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть