Участник акции на Болотной, активист незарегистрированной партии «Другая Россия» Александр Долматов покончил с собой в центре для беженцев в Амстердаме, где ожидал предоставления ему политического убежища. О смерти активиста 17 января сообщили в Ассоциации адвокатов России за права человека.
ИА REX: В чём причины этой трагедии?
Лев Вершинин, политолог:
Об этом юноше, клявшемся и божившемся, что ни в коем случае не намерен выдавать государственные тайны, в сети уже много чего говорили, и по ходу выяснили немало интересного. Но, поскольку о мертвых худо не говорят, не стану поминать старое. Ограничусь констатацией: будучи активистом громкой акции политического протеста в России, не получить статус беженца в Европе, очень сложно, а в Нидерландах, стране в этом плане особой, так и почти невозможно. Следовательно, выяснив детали, — а что выясняли очень подробно, будьте уверены, — тамошние власти пришли к выводу, что парню «за политику» ничего не угрожает. Вообще. И к такому же выводу пришли соответствующие органы всех стран ЕС и США, поскольку, согласно правилам, если какая-то страна почему-то не хочет или не может принять страдальца, она, перед тем как завести речь о депортации, наводит соответствующие справки на предмет, а вдруг кто-то примет. Не пожелал никто. Ибо, скорее всего, и некая специфическая информация, которой он располагал и на которую, вероятно, рассчитывал, оказалась не того уровня, чтобы хоть кого-то заинтересовать.
Потому что «большим учёным» претендент на статус был разве что в собственном воображении и на взгляд особо романтичных натур. Кормить же дармоеда, да ещё в кризис, какой смысл? — и, в конце концов, осознать, что в глазах Европы ничем не отличаешься от какого-нибудь албанца или сомалийца, тоже повод для депрессии. Особенно ежели балованный и ценишь себя выше лаврской колокольни. А вот отчего в такой скверной, но не роковой ситуации парень избрал столь резкий выход, можно только гадать. Может быть, убоялся перспективы держать ответ за нарушение подписки о неразглашении. А может быть, устыдился укоризненных взглядов сотрудников. Наверняка не скажет никто. Лично я, поскольку о мертвых худо не говорят, выбираю второе.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Олег Насобин, блогер и бизнесмен:
Самоубийство в Голландии и предсмертная записка служат теперь поводом для самопиара всяких медийных и полумедийных личностей. Я хотел бы перфоманса на гробу избежать, но чувствую себя в какой-то мере обязанным высказаться:
Очевидно, что самоубийца столкнулся в «Голландии» с реальностью, которая в жестокой форме и безжалостно разрушила его воображённый мир. Эффект, как видим, оказался фатальным. Вот о том, как оно всё обстоит на самом деле: Мифы «креаклов» и просто тех, «кого всё задолбало в „этой стране“»:
1. Миф Запад против Путина и его клевретов.
Это не так. Совсем, абсолютно не так. На «Западе» есть какое-то количество более или менее организованных людей, чей хлеб — освещать РФ, Россию, СССР, Российскую Империю в негативном аспекте. Но реальных пацанов Путин отлично устраивает, и ссориться с ним, во-первых, не выгодно, во-вторых, бессмысленно, а в-третьих, небезопасно для личной карьеры. Вывод: Ни один «враг Путина» не имеет столько веса на Западе как самый захолустный «друг» Путина. Не говоря уж о ближнем круге. Влияние несравнимо.
2. Миф Запад за «демократию».
Посмеялся. Этот ветхий миф живет ещё с тех времен, когда мощной (в теории) идеологии СССР Западу нечего было противопоставить кроме «Свободы» и «Демократии». Теперь, когда надобность в противостоянии отпала, «демократию» словно вчерашние носки, европейцы стараются неловко и незаметно задвинуть ногой под диван. Нет никакой «демократии».
3. Миф Запад желает «перемен» в РФ и потому поддержит «борцов с режимом».
Не поддержит. Не поддерживает (даже денег не дают), и не будет «поддерживать». Запад устраивает абсолютно всё, что происходит в РФ сейчас.
Поэтому с «ракетостроителя» сняли информацию, и то, лениво, формально, и собирались отправить восвояси. «Борцы с Путиным» просто не пользуются спросом. Вот и всё. Профессиональных правозащитников здесь поддерживают и как никак подкармливают не потому, что они «лидеры» или «лучшие люди» грядущих перемен, а потому что они профессиональные еврейские «борцы», и эту группу людей всё равно будут содержать — из жалости, солидарности и на всякий случай. Да и то на голодных харчах. Если ты в эту группу не входишь, то куда ты лезешь? А если входишь, то зачем ты лезешь? Короче, «заграница» не поможет. Там засада.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Судя по его предсмертной записке, он был обманут. Возможно — завербован для предательства и выезда. Возможно, что был завербован с помощью неких химических средств, которым мог противостоять лишь предсмертной запиской. Сложно делать выводы о трагедии, не имея возможностей производить ОРД и следственных действий по ситуации. Но, похоже, что из честного патриота как-то сумели сделать временного предателя. А это — уже опасно для всех честных патриотов. И значит, что страна должна напрячься, но выявить все подробности ситуации. Чтобы ситуации не могли повредить стране.
Александр Белковский, журналист:
Он бы ещё к британской королеве Елизавете обратился. Поехал бы лучше в Чехию — и никаких проблем! Там сегодня живут, припеваючи, законный супруг и подельник экс-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко — Александр, бывший министр экономики Украины (2007-2010) Богдан Данилишин и другие представители постсоветской «элиты», которым не пофартило в жизни.
Роман Лискин, журналист:
Не видел выхода после отказа в политическом убежище. Наверное, он был в депрессии — не хватило эмоциональных сил. Дома шли обыски по Болотному делу.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Причина трагедии в том, что Александр Долматов был типичным представителем «других»... то есть «Другой России», белоленточным «оппозиционером» и тем, что в интернете называют «эльфом», и жил в своем эльфийском воображаемом, наполовину виртуальном мире. И когда этот воображаемый мир разбился, не выдержав соприкосновения с миром реальным и с суровой действительностью, душа креакла (члена креативного класса) этого тоже не выдержала.
Но каким же был воображаемый мир Долматова? О, в том мире существовала обитель зла — «Мордор, рашка, эта страна»; доблестные воины света (к которым он относил и себя), ведущие борьбу с «этой страной»; и, конечно же, сияющий Запад, всегда готовый заключить воинов света в свои объятия и протянуть им руку помощи. Понятное дело, воину света Долматову захотелось уехать на благословенный Запад. Возможно, его подталкивал к побегу и страх — Долматов ведь был одним из фигурантов болотного дела и опасался, что за организацию массовых беспорядков придётся отвечать. Так или иначе, на Запад Долматов сбежал, и вот тут-то выяснилось, что воображаемый мир и суровая реальность — это две большие разницы.
Прежде всего, оказалось, что «Рим (под Римом я тут разумею Запад) предателям не платит». Ну как не платит? Вообще-то он и диссидентам, что в свое время разваливали Союз, и современным российским несогласным платил. Но времена изменились: на Западе один кризис сменяется другим; некоторые страны ЕС балансируют на грани дефолта и им постоянно нужно помогать; деньги, выделенные на переворот в России, пропали втуне (то есть деньги-то были распилены... извините, освоены, а вот переворот организовать не удалось). А тем временем многочисленные воины света требуют своего, и запросы у них очень большие — каждый хочет не просто талонов на повидло, а целую бочку варенья и целую корзину печенья! В общем, всего этого Запад не выдержал и решил, что предоставлять политическое убежище и все связанные с этим льготы и привилегии какому-то Долматову, да ещё и ссориться из-за этого с Россией, поставляющей в Европу газ, не стоит.
Затем Долматов выяснил, что изображать «конструктора стратегических ракет» можно перед интернетными хомячками, а не перед западными жёсткими реалистами. Западные реалисты быстро выяснили, что никакой особо ценной информацией Долматов не обладает, что он не ракеты конструировал, а отвертки не то подавал, не то продавал, и потеряли к нему интерес.
Комментарии читателей (1):