Украине нужно готовиться к новому витку противостояния с Россией.
Такой вывод делает аналитик Евгений Магда в статье «Визит Азарова к Медведеву: Украина и Россия на стадии развода» для портала «Главред»: «Во-первых, Украине нужно готовиться к новому витку экономического противостояния с Россией, руководству которой имперские амбиции мешают вести цивилизованную политику со стратегическим партнером... Во-вторых, обозначить готовность ущемлять российские интересы в Украине... принудив, например, Черноморский флот РФ соблюдать двусторонние договоренности с принципиальностью российских таможенников, шерстивших неделю украинские товары. В-третьих, украинскому МИДу пора показать, что словосочетание «экономизация дипломатии» наконец-то обрело реальное наполнение, обозначить новые рынки сбыта для украинских товаров и услуг. И не стоит бояться конкуренции с Россией в странах третьего мира, если и США с ЕС конкурируют там между собой. В-четвертых, украинские переговорщики с Европейским Союзом должны попытаться убедить Брюссель в необходимости послаблений для отечественного бизнеса уже в ближайшее время».
На эту же тему в «Интерфакс-Украина» высказались депутаты Верховной рады Украины. Представитель правящей Партии регионов Владимир Олейник отмечает, что заявления российских политиков и руководства не заставят украинских парламентариев изменить свою позицию при голосовании за евроинтеграционные законы. Однако при этом Украина останется стратегическим партнером России, несмотря ни на какие заявления чиновников.
«Я думаю, что вряд ли чиновники любого уровня определяют стратегическое партнерство. Наверное, определяет его история наших отношений с Россией и другими соседними государствами. Мы переживали все эти невзгоды, эти временные недопонимания… и все равно эти отношения будут стратегическими. Почему? Потому что базируются почти на одной религиозной основе, я имею в виду православии, это фундаментально, семейные связи…», - заявил депутат.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Его коллега от оппозиционной партии «Батькивщина» Николай Томенко призывает украинскую власть «серьезно пересмотреть свои подходы ко взаимоотношениям с Россией». По мнению депутата, «руководство Украины потратило несколько лет на объяснения украинскому обществу возможности построить систему координат равных отношений в формате ассоциации с Таможенным союзом и членства в Европейском союзе... Однако оппозиция постоянно указывала на невозможность одновременно работать в двух системах координат». Выход из кризиса в украинско-российских отношениях лежит в построении «прагматического экономического сотрудничества», считает Николай Томенко. Это должно побуждать Киев к поиску новых форм отношений с Россией.
Уладить конфликт с Россией Украина может «подарком» в виде ГТС, сообщил порталу «Вести» политолог Михаил Погребинский. «Единственный шанс сгладить жесткую российскую интерпретацию нашего сближения с Европой — предложить России какие-то существенные, важные уступки. Причем не на словах, а на деле. Например, отказаться от ратификации третьего энергопакета с ЕС, принять закон о приватизации газотранспортной системы и создать консорциум по управлению газотранспортной системой с «Газпромом» в обмен на снижение цены на газ», - говорит эксперт. Полностью забыть про сотрудничество с ТС, сосредоточившись на подготовке к Ассоциации с ЕС, по его мнению, будет трудно как по причине важности России для украинского экспорта, так и по причине того, что Запад еще ни разу не подтвердил, что готов хоть в какой-то степени компенсировать Киеву потерю российского рынка (например, смягчив драконовские для украинских товаров условия Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС).
О проблемах европейской интеграции в своей колонке для «Вестей» пишет главный редактор журнала «Деньги» Александр Крамаренко. Главной из них он видит неясность, какие изменения ждут Украину после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. «Говорите, у нас нет территориальных споров? Расскажите об этом в таких столицах, как Бухарест, Варшава или Братислава, - констатирует эксперт. - Если об этом не говорят громко сейчас, то вскоре вспомнят непременно. Кроме того, Украине нужно урегулировать свои пограничные вопросы с тремя другими соседями – Россией, Беларусью и Молдовой. Да, эти страны не являются членами ЕС. Но в Брюсселе непременно потребуют, чтобы мы не тащили в ЕС наш груз старых пограничных споров. Что еще? Санитарные и технические нормы, нормы строительные и на транспорте, требования к качеству автомобильного горючего, фитосанитарные и зооветеринарные требования, да мало ли какие еще. Работы будет очень и очень много, будут и затраты на евроремонт украинской экономики. Но страшны не перемены сами по себе, а то, что никто – ни обычные граждане, ни руководители предприятий, ни владельцы бизнесов – не подозревают о том, что и как им придется делать в связи с евроремонтом».
Наличие проблем с сепаратизмом для Украины подтверждает политолог Антон Авксентьев в специальной статье для портала Inpress.ua. Он призывает обратить внимание на Закарпатье, где за последние пять лет заметно обострилась ситуация: Будапешт начал активную политику паспортизации этнических венгров, проживающих в Украине, а подкарпатские русины требуют признания права своей нации на самоопределение. С точки зрения официального Киева подобные «центробежные» силы нарушают украинское законодательство и являются чистой воды сепаратизмом. С точки зрения этнических меньшинств — их требования законны, справедливы и исторически обоснованы, подчеркивает автор. Он напоминает, что Закарпатье находится в сфере прямого влияния четырех соседних европейских государств — Венгрии, Словакии, Польши и Румынии, а от остальной Украины отделено Карпатами.
Исторически регион имел мало общего с той же Галицией, не говоря уже о Центральной и Левобережной Украине: тысячелетний опыт пребывания в составе различных государственных вариаций едва ли соизмерим с его 68-летним «украинством». Не исключено, что с подачи отдельных политиков ближе к 2015 году закарпатские русины все настойчивее будут требовать признания на государственном уровне своей нации и ее прав. Программа-максимум для русинов — политическая автономия (хотя, с учетом их реальных возможностей, национально-культурная автономия тоже неплохой вариант). Но если с русинами гипотетически Киев может договориться, то со вторым очагом сепаратизма в регионе бороться гораздо сложнее.
Речь идет о «венгерском факторе», представленном двумя партиями на уровне областного совета (КМКС и Демократическая партия венгров Украины), а также достаточно агрессивной политикой «паспортизации», проводимой официальным Будапештом. Официально Венгрия предоставляет возможность получить паспорт по упрощенной процедуре этническим венграм, проживающим в других странах (в некоторых районах Закарпатья эти самые «этнические венгры» составляют большинство). На деле же — интернет переполнен предложениями по оформлению венгерского паспорта за достаточно скромное вознаграждение в размере нескольких тысяч евро. «Упрощенная процедура» вступила в силу 1 января 2011 года, однако посольство и консульства не предоставляют никакой статистики по количеству обратившихся к ним украинцев, ссылаясь на закон о защите персональных данных.
Закарпатские угрозы территориальной целостности Украины основываются на исторических и культурных реалиях, а вот политическая нестабильность вполне может стать катализатором для ускорения реакции. «Венгрий» и «Русиний» — одни из нескольких многовалентных элементов таблицы украинской политической алхимии, которые способны вступать в самые различные связи ради достижения цели. В результате 2015 год может «подарить» Киеву очередные съезды подкарпатских русинов в Хусте или украинских венгров в Берегово, а украинская власть (кто бы из политсил ее не представлял) уже не сможет закрывать глаза на эти проблемы, констатирует Антон Авксентьев.
Комментарии читателей (1):