События на Украине дают Молдавии шанс окончательно разрешить 30-летний конфликт с Приднестровьем, но за счёт не военного, а экономического принуждения, пишет британская газета Financial Times.
Отколовшийся мятежный регион под именем Приднестровская Молдавская Республика, расположенный вдоль молдавско-украинской границы, в течение последних тридцати лет позиционировал себя как «сателлита» Москвы.
Однако полки тираспольских супермаркетов, переполненные западными товарами, говорят о другом, как и транспортный поток, идущий через контрольно-пропускные пункты, отделяющие регион от остальной Молдавии.
По мнению аналитиков, ключом к разрешению конфликта может стать соглашение между молдавскими властями в Кишинёве и владельцами холдинга «Шериф», монополизировавшего экономику Приднестровья. «Шерифу» принадлежит сеть супермаркетов и заправочных станций, а также одноименный тираспольский футбольный клуб.
Критический сдвиг произошел в 2022 году, когда Украина закрыла свою границу с Приднестровьем. Это не только остановило торговлю, но и перекрыло контрабанду — прибыльную статью дохода для местных жителей — и усилило зависимость Тирасполя от экспорта в ЕС.
Экономика региона зависит от поставок бесплатного газа «Газпромом», что позволяет властям поддерживать низкие счета за коммунальные услуги и платить более высокие пенсии, а также поставлять газ для электростанции, которая обеспечивает электроэнергией всю Молдавию. Поэтому Приднестровье заинтересовано в том, чтобы сохранить статус-кво.
Но это ему уже не гарантировано. Кишинёвские власти ускоряют реализацию планов по прекращению энергетической зависимости от Приднестровья, и если это произойдет, возможно в течение нескольких лет, экономика региона окажется в беде.
По мнению аналитика Томаса де Ваала, вероятность экономического краха гораздо выше, чем вероятность вооружённого кризиса.
«В прошлом «Шериф» хотел держать Россию на расстоянии вытянутой руки, — сказал де Ваал. — Власти Приднестровья раньше давали понять, что хотели бы балансировать между Россией и Европой. Но такое положение становится неустойчивым. Я не думаю, что на данный момент они думают о чём-либо ином, кроме как о том, чтобы выжить».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 02.06.23 Молдавия очень хочет присоединиться к Европе
- 31.05.23 Bloomberg: Молдавия рассчитывает вступить в ЕС к 2030 году вместе с Приднестровьем
- 30.05.23 AFP: политический саммит в Молдавии должен стать сигналом для России
- 29.05.23 В Молдавии появится центр «Патриот», в Госдуме прогнозируют фиаско Санду
Кишинёв, похоже, занял выжидательную позицию, надеясь, что его связи с ЕС — страна имеет статус кандидата на вступление в союз — принесут экономические дивиденды, которые сделают реинтеграцию более заманчивой для приднестровцев.
Но в Кишинёве не хотят, чтобы воссоединение рассматривалось как необходимое условие для вступления. Президент Молдавии Майя Санду недавно заявила, что главным вопросом на переговорах с ЕС является реформа, а не Приднестровье.
«Мы действительно надеемся, что в ближайшем будущем у нас появится геополитическая возможность решить конфликт, — сказала она FT. — Но мы не должны рассматривать это как главную проблему [на переговорах по вступлению в ЕС]».
При этом молдавские чиновники не хотят форсировать вопрос, опасаясь, что хрупкая экономика страны и недостаточные ресурсы правительства не справятся с поглощением Приднестровья.
Комментарии читателей (0):