Армения предложила Азербайджану «грузинскую» модель работы таможенников на КПП после разблокирования транспортных коммуникаций в регионе. К такому выводу приходят армянские эксперты после заявления главы Европейского совета Шарля Мишеля по итогам встречи в Брюсселе, сообщают армянские СМИ.
Напомним, что по итогам переговоров президент ЕС заявил, что в вопросе инфраструктурной сопряженности стороны достигли прогресса на переговорах по разблокированию транспортных и экономических коммуникаций в регионе, а лидеры стран согласились заручиться поддержкой Всемирной таможенной организации. Считается, что эта инициатива Еревана может свидетельствовать о возможном компромиссе с Баку по некоторым вопросам.
Напомним, что подписав 9-10 ноября 2020 года Трехстороннее заявление (с Россией и Азербайджаном) о завершении Карабахской войны, Армения затем развернула кампанию по пересмотру этого документа. Одни пункты заявления были превращены армянским руководством в повод для торга как с российскими, так и с азербайджанскими властями, другие попросту молча не исполнялись. Не стал исключением и пункт 9 о разблокировании транспортных коммуникаций и прокладке дорог из Зангиланского района Азербайджана в Нахичевань через Сюникскую область Армении. Напомним его текст:
«Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана».
До сих пор российские пограничники охраняют границу Армении с Ираном, как и границу Армении с Турцией, еще с 1992 года, когда Россия и Армения заключили договор «О статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования». При необходимости они могут устанавливать на приграничной территории дополнительные блокпосты и пункты досмотра для исполнения своих обязанностей, и как раз в этой местности и пройдут дороги Зангезурского коридора.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Тем не менее, Армения продолжает противостоять идее Зангезурского коридора даже в условиях, когда за нее все делают другие. Так, накануне в армянских СМИ и Telegram-каналах была разожжена паника вокруг установки российскими пограничниками дополнительного блокпоста на дороге Мегри-Агарак, соединяющей единственный таможенный пункт пропуска Иран-Армения с крупнейшим населенным пунктом юга республики. ФСБ пошла на этот шаг по совершенно естественной причине: поскольку Азербайджан установил жесткий контроль за границей освобожденных районов с Ираном, вырос и наркотрафик, и попытки проникновения террористов через армяно-иранскую границу. Наркодилеры и члены террористических группировок, которые до осени 2020 года ездили в Армению через никем не охранявшиеся оккупированные азербайджанские земли, теперь вынуждены искать другие маршруты, и российские пограничники закономерно усиливают работу в соответствии с межгосударственным договором.
В ФСБ на обвинения профессиональных паникеров в «оккупации Армении» ответили, что блокпосты устанавливают по закону и по согласованию с армянским правительством и СНБ РА, причем речь идет не об одном, а о ряде проверочных пунктов. Почему это событие, вполне рядовое для практики охраны армянской границы российскими пограничниками, используется как повод для антироссийской кампании, понятно: противники открытия коммуникаций с Азербайджаном увидели в нем подготовку открытия Зангезурского коридора. Действительно, сотрудники ФСБ несут теперь службу не только на берегу реки Араз, но и на дороге, ведущей к Мегри, основному транзитному пункту на армянском участке межрегионального маршрута. Они досматривают любые машины, в том числе с армянскими номерами, при этом никто, кроме них, не может досматривать, к примеру, автомобили с азербайджанскими номерами.
И это то самое осуществление контроля за транспортным сообщением, которое положено органам Пограничной службы ФСБ России по девятому пункту Трехстороннего заявления, для «беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов» между Азербайджаном и Арменией. Вполне возможно, что система блокпостов будет сохранена в дальнейшем для автомобильной ветки Зангезурского коридора, поскольку дорога Мегри-Агарак является ее естественной частью. Что же будет дальше?
Комментарии читателей (0):