Предложение о шестидневной рабочей недели в России не будет реализовано, по крайней мере, в ближайшие годы, заявила REX ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Во-первых, потому что качественный труд невозможен без сильной мотивации, соответственно, отсылки к шестидневному и даже семидневному опыту работы советских предприятий и учреждений во время Великой Отечественной войны некорректны.
Ведь в СССР у трудящихся была совсем другая мотивация работать сверхурочно, чем сегодня, так как каждый гражданин СССР был сильно защищён государством в социальном плане, и не только благодаря бесплатным медицине и образованию, но ещё и благодаря отсутствию безработицы, практически полному отсутствию инфляции и доходам, на которые можно было прожить.
То есть в советские времена люди не работали для того, чтобы выплатить ипотеку, или чтобы иметь возможность оплачивать коммунальные платежи и налог на имущество. У советских людей был крайне ограничен выбор трудовой деятельности и места работы, поэтому режим работы за них устанавливало государство.
В сегодняшней реальности применение советского опыта невозможно, по крайней мере, в России или в другой стране, где есть рыночная экономика.
Положительный экономический эффект от введения шестидневной рабочей недели в наши дни может быть гораздо менее ощутим бизнесом и экономикой в целом, чем, например, от введения четырёхдневной рабочей недели, а такая идея в РФ активно обсуждалась ещё 3–4 года назад, в том числе - на высоком государственном уровне.
Так, четырёхдневная рабочая неделя могла бы позволить работодателям (в том числе и государству) сократить зарплаты и высвободить избыточный персонал, а шестидневная – наоборот, потребует от работодателей либо повысить зарплаты, либо сокращать продолжительность рабочего дня, что им, конечно, невыгодно, особенно первое.
Да ещё и высококвалифицированные специалисты, например, в IT-сфере, то есть те кадры, в которых так нуждается российская экономика, могут не согласиться работать больше дней и часов за одну и ту же зарплату, и будут требовать повышения зарплаты даже при гипотетическом сокращении рабочего дня.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 27.01.24 Германия проводит эксперимент и переходит на четырёхдневную рабочую неделю
- 27.07.23 В условиях санкционного давления не время переходить на четырёхдневную рабочую неделю
- 27.07.23 Сокращение рабочей недели до четырёх дней: популизм или обоснованная мера
- 27.07.23 Каждый второй россиянин поддерживает идею введения «четырёхдневки»
Кроме того, непонятно, каким образом увеличение продолжительности рабочей недели, равно как и её сокращение, повлияет на инвестиционный процесс, так как рост инвестиций зависит от совершенно других факторов, чем количество рабочих часов наёмного работника в неделю.
От перехода на «шестидневку» теоретически могут выиграть самозанятые и люди творческих профессий, так как они получат возможность большего количества заказов и большего заработка, но, скорее всего, на практике такая возможность будет реализована далеко не всеми самозанятыми.
Да и самозанятые – это не тот сектор экономики, который обеспечивает рост российского ВВП. Так что идея «шестидневки» в России не имеет будущего. Тем не менее, по мере расширения использования генеративного искусственного интеллекта (ИИ) во всех сферах экономики, дискуссия об изменении продолжительности рабочей недели может возникнуть вновь, причём как о «четырёхдневке», так и о «шестидневке» в некоторых отраслях.
Как сообщал REX, в Минтруд обратились с предложением ввести в России шестидневную рабочую неделю. Ранее предлагалось ввести «четырёхдневу».
Комментарии читателей (0):