В Турции завершились президентские и парламентские выборы. Действующий президент Реджип Тайип Эрдоган не смог одержать победу в первом туре, но готов к борьбе за пост во втором туре. REX публикует мнения Telegram-каналов на промежуточные итоги турецких выборов.
Теперь для того, чтобы победить, Эрдогану необходимо перестраивать всю кампанию. Акценты на успехах в разорённой землетрясениями и инфляцией стране у Эрдогана не сработали, ему теперь необходимо признавать ошибки и показывать пути решения проблем страны, о которых говорит Кылычдароглу.
Но вообще, глядя на итоги турецких выборов, можно задаваться только одним вопросом. Это как же надо было за 20 лет правления достать народ, чтобы почти половина граждан проголосовала за 74-летнего, абсолютно серого, с полным отсутствием харизмы, малоизвестного и практически непроходного персонажа.
Балтийский Чай 👹 (канал РРоманова)
Если смотреть на всё происходящее не как болельщик, а с позиции пользы уже для нашего государства: нам было бы выгодно некоторое ослабление очень усилившейся Турции и размывание оснований легитимности Эрдогана.
В идеале нужно бы там что-то типа повторения 2016 года. Чтобы Эрдоган удержал власть, но жёстким и сомнительным способом, который вызовет неприязнь у Запада. Тогда это в большей степени развернет Турцию в нашу сторону, даст ей меньше возможностей сидеть на нескольких стульях. Для Турции это тоже не самое плохое развитие событий.
События ближайших недель в Турции могут развиваться самым непредсказуемым образом. Не будем забывать, что Кылычдароглу — откровенно прозападный кандидат, открыто встречающийся с дипломатами США. В случае «неправильного» волеизъявления турецкого народа можно ожидать применения знакомой нам тактики цветных революций и иных провокаций.
Особенность любого авторитаризма в том, что высокая явка делает невозможной искусственное формирование итогов выборов. Турция не первая в этом ряду. Чили этот путь проходили в 1989 году, когда режим Пиночета рухнул, потому что явка составила 94% и просто не было возможность что-либо вбросить. Есть и другие примеры. Хотите честных выборов - ходите на выборы, а не нойте, что все предрешено.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Турцию еще ждет второй тур, в котором Эрдоган имеет меньше шансов на победу, чем его оппонент Кылычдароглу. И если он пойдет на крайние меры, которые позволят ему одержать победу, но она будет поставлена под сомнение, тогда вероятен сценарий массовых протестов.
Турция - это пример настоящей, беспримесной западной демократии - такой, какой на самом западе-то уже нигде и нет.
Хорошо ли это для Турции - другой вопрос. Совершенно очевидно, что - плохо. Хипстеры и прислуга туристов с побережий запросто готовы продать интересы страны западным господам. Да еще и плюнуть в настоящих живых людей, которые живут на большей части территории страны. Вот что такое на практике эта чистая демократия. Конечно, ее бы сменить нормальным авторитаризмом в духе того самого Ататюрка, которому якобы наследует Кылычдароглу. Но - имеют они то, что имеют. Авторитаризма нет и не было.
Как бы не сложился второй тур, выборы в Турции в любом случае спровоцировали серьезный раскол внутри турецкого общества — на сторонников Эрдогана и сторонников Кылычдароглу, которых практически поровну.
Выборы в Турции с таким накалом, естественной явкой (под 90%), конкурентной борьбой в общем-то показывают, что центр электоральной демократии сегодня находится отнюдь не в Вашингтоне.
Эрдоган опередил Кылычдароглу лишь в 27 из 74 иностранных стран, где проходило голосование. Символично, но 54,47% турков, проголосовавших на избирательных участках на территории России, поддержали Кылычдароглу.
Реджеп Эрдоган поставляет Киеву оружие, поддерживает территориальную целостность и политическую независимость Украины, лоббирует «зерновую сделку» и далее по списку, но всё равно он — меньшее из зол для России, чем русофоб Кылычдароглу. Оба кандидата неоднозначны, однако за Эрдоганом стоит РФ и КНР, а за Кылычдароглу США и Великобритания, так что победа действующего президента Турции станет победой России и поражением англосаксов.
Несмотря на все свои грехи, а их, прямо скажем, хватает, Эрдоган всегда был человеком, который ставил на первое место национальные интересы Турции. Кылычдароглу заманивает избирателя мнимым улучшением отношений с Западом, вот только Запад за последнюю сотню лет «кидал» Турцию едва ли не чаще, чем Россию (из-за чего собственно турецко-американские и турецко-европейские отношения стремительно деградировали). Поведутся ли турки на очередные посулы Запада или выберут национально ориентированный вектор власти - окончательно станет понятно по итогам второго тура 28 мая. Впрочем, Восток дело тонкое, и игры в демократию в любой момент там могут закончиться и все будет решаться на улицах страны и не только с плакатами в руках.
При такой высокой явке мобилизовать ещё больше сторонников сторонам будет крайне сложно - были задействованы максимальные ресурсы. Сейчас стороны будут вести переговоры с Оганом, чтобы привлечь его электорат, но не исключено использование и внешнеполитической карты - оппонент Эрдогана уже начал её использовать незадолго до выборов, обвиняя Россию во вмешательстве в выборы.
Были даже новости, что на участках замечены фальсификации, наверняка, и на это будет делать упор оппозиция, чтобы мобилизовать недовольных Эрдоганом. Который должен сохранить те же темпы, что продемонстрировал перед выборами, стартуя не с самых лучших позиций и консолидировать вокруг себя элиту, прежде всего силовую. Тогда у него есть все шансы вновь стать президентом.
Итоги выборов, какими бы они ни были, могут стать отправной точкой либо бархатной революции в Турции, либо попытки смещения Эрдогана силовым путём. Ни один, ни другой вариант не сулят нам ничего хорошего.
Если к власти в Турции приходит оппозиция, страна займёт жёсткую прозападную позицию. Если Эрдоган сохраняет свою власть, то ему придётся с головой окунуться во внутреннюю политику. Скорее всего, в ущерб нынешнему внешнеполитическому курсу.
В любом случае, относительный нейтралитет Анкары, «серо-параллельный импорт» через Турцию, турецкий поток и прочие двухсторонние инфраструктурные проекты, завязанные, по существу, на Эрдогане, окажутся под угрозой. И в очередной раз безальтернативное вложение денег из российского бюджета в недругов, из которых российская элита пыталась лепить друзей, окончится логичным итогом – провалом важного направления российской внешней политики.
Комментарии читателей (0):