Власти Саудовской Аравии 9 мая опубликовали предварительные экономические итоги I квартала 2023 года. Картина интересная — рост ВВП на 3,9% в годовом выражении. Причем основным драйвером роста выступил несырьевой сектор, который вырос на 5,8% против 1,3% в нефтяном экспорте, пишет Telegram-канал «Суверенная экономика».
Доля нефтегаза в экономике саудитов традиционно огромная — порядка 40-45%. В России она почти в два раза ниже, у нас что-то около 20%. Но в итоге картина понятна. И саудиты, и ОАЭ уже давно и активно развивают несырьевую экономику: ОАЭ, например, давно стали одним из мировых логистических хабов, а комфортный налоговый режим и наличие огромного числа инвесторов привлекают компании со всего мира. А главное, даже арабы-союзники США вполне аполитичны.
По большому счету, это именно та картина, к которой России надо стремиться. Дешевые углеводороды нельзя назвать исключительным благом, хотя они и позволили нашей стране сравнительно спокойно пережить санкции и сделать их реализацию исключительно болезненной для другой стороны. В долгосрочной перспективе, нефтегазовая игла — это самое настоящее проклятье нашей страны.
С каждым годом, доля доходов от сырьевого экспорта будет только снижаться, и дело тут не столько в цене, сколько в ограниченных возможностях по нефтедобыче. Все просто: мировая экономика растет ощутимо быстрее, чем мировая нефтедобыча и это при том, что нефть все еще составляет порядка 30% мирового потребления энергии.
Так что в целом европейцы, стремящиеся уйти от нефтегазовой зависимости, очень даже правы. Но у них нет простого выхода — или альтернативная энергетика, или отказ от энергоемких отраслей на горизонте в 10-15 лет. Ну, или они все-таки создадут картель потребителей, который будет решать, кому и почем будут продавать нефть и газ. Правда, для этого надо перестать вести себя высокомерно. Но кажется, для современного Запада это почти нереально.
Комментарии читателей (0):