В Турции прошёл запуск первой АЭС. Реджеп Тайип Эрдоган на церемонии завоза топлива на АЭС «Аккую» поблагодарил Россию и Владимира Путина за строительство объекта. Эксперты отмечают, что «Россия последнее время собственноручно выводит Турцию «в люди»... АЭС – это сложно разрываемый межгосударственный брак на долгие годы». Но так ли это? Вопросом об этом задаётся Telegram-канал «Россия не Европа».
То, что для Турции это выгодно, сомнения не вызывает. Турция фактически не несёт никаких финансовых обязательств, так как финансирование (около $22 млрд) идёт за счет российского бюджета, а выделяемый кредит – беспроцентный. В схеме возврата средств по кредиту цена на электроэнергию «зафиксирована на 25 лет» и не учитывает инфляцию и изменение курсов валют. Возврат средств России встаёт под вопрос из-за «вероятного ограничения роста стоимости электроэнергии в Турции» в долгосрочной перспективе и скачка курса доллара. Ничто не мешает турецкому правительству в будущем пересмотреть условия договора в сторону снижения тарифа. Анкара не вкладывает в строительство средства, но получает контроль над собственностью, которая ей не принадлежит, ссылаясь на защиту национальной безопасности и экономических интересов Турции. Поставки топлива оплачивает не Турция, а «Росатом», т.е. фактически они будут осуществляться за счёт российского бюджета.
Ранее на REX: Россия сделала Турцию членом ядерного клуба – пока мирного
Как же сегодня на практике проявляет благодарность наш стратегический партнёр? В день открытия АЭС глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что турецкие войска на данный момент не будут выводиться из Сирии. Правда, он оговорился, что военные не намерены отрезать часть сирийских земель, однако они не могут уйти из северной Сирии, пока не будет обеспечена полная безопасность в этих районах. Т. е. перспектива вывода турок – это фактически бесконечность, ведь обеспечена безопасность или нет будет определять именно Анкара. Кроме того, Турции нет пока нужды объявлять своими оккупированные территории – ведь она их и так полностью контролирует. О перспективах переговоров Эрдогана и Асада Чавушоглу заметил, что не надо торопить события, сначала надо разработать «дорожную карту, изучить политическую сцену, наладить стабильность в Сирии», а уже потом когда-нибудь, как-нибудь… Да и зачем туркам переговоры с сирийской властью? О чём там может идти речь – о возвращении сирийского суверенитета над оккупированными Анкарой территориями? Это Турции действительно ни к чему.
Но если по Сирии наша элита ещё может делать вид, что мы «сотрудничаем» с турками, то как быть с НАТО? У нас любят разгонят тезис, что Эрдоган восстал против НАТО, США и Запада вообще. Трудно сказать, кому из наших экспертов первому это во сне привиделось, но реальность такова: со 2 по 23 мая Турция, Великобритания (!), ОАЭ, Азербайджан и Пакистан (последние два – тоже наши стратегические партнеры) проведут в турецкой Конье совместные учения «Анатолийский орел – 2023». Думаем, комментарии излишни.
Конечно, в случае непредвиденных обстоятельств потеря Аккую не будет являться катастрофой для «Росатома» ни в финансовом, ни в техническом плане. Кампания не обанкротится, хотя и понесёт немалые потери. Кроме того, строительство и обслуживание АЭС в другой стране – это потенциальный инструмент геополитического влияния. Так, например, ничто не мешает «Росатому» прекратить поставку топлива на АЭС или расторгнуть соглашение по его поставке. Нетрудно представить разрушительные последствия для турецкой экономики, если она лишится 10% электроэнергии.
Россия получила мощный инструмент геополитического воздействия, вопрос в том, как мы этим инструментом воспользуемся. Россия уже могла бы надавить на «стратегического партнёра», и добиться, например, вступления в ОТГ, или ограничения турецкого влияния на постсоветском пространстве. Посмотрим, будет ли что-то подобное сделано. Ведь если будет реализована только финансовая, но не геополитическая часть проекта «Аккую», то эта станция станет действительно инструментом зависимости России от Турции, а не наоборот.
Комментарии читателей (0):