Китай бросил вызов США, предложив свою модель «развития мира» вместо западной «демократии». Об этом говорится в статье, опубликованной ливанским изданием Raseef22.
Как отмечается, для этого Пекину нужно изменить стратегию, которая сейчас заточена больше на экономическую выгоду, нежели на его участие в политических вопросах. В то же время он стал выступать за включение Тегерана в любую инициативу по обеспечению безопасности и стабильности в регионе, что идет вразрез с американским «оборонным зонтиком», который предназначен для противостояния Ирану.
Так реализуется китайская инициатива «Пояс и путь», анонсированная в 2013 году. Она основана на возрождении древнего проекта «Шелковый путь». Ее цель — усилить взаимосвязанность и взаимозависимость мирового сообщества, несмотря на кардинальные изменения в мировой экономике и геополитическом балансе. В рамках этой инициативы Пекин стремится выйти на новые рынки и защитить глобальные цепочки поставок, что, в свою очередь, поможет обеспечить непрерывный экономический рост Китая и, таким образом, будет способствовать социальной стабильности внутри страны. Причем многое пришлось на момент, когда регион Ближнего Востока и Северной Африки переживал революции «арабской весны», а затем уход США из Афганистана и начала реорганизации американского военного присутствия в регионе Персидского залива, где возник геополитический вакуум, который заполнил Китай. Затем последовало посредничество Китая в соглашении между Ираном и Саудовской Аравией.
Профессор политологии Университета Бени Суэф и специалист по Китаю и Азии Надия Хелми говорит:
«Пекин стремится укрепить свои глобальные позиции. Он предпринимает усилия по интернационализации юаня, чтобы использовать его во взаиморасчетах со странами-участницами инициативы «Пояс и путь». Китай также выступает в качестве крупного игрока в ближневосточном регионе. Он стремится, как и большинство мировых держав, за исключением Соединенных Штатов, к формированию многополярного мироустройства. Более того, этот регион имеет экзистенциальное значение для Китая, поскольку он получает более половины нефти с Ближнего Востока и Ирана».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Именно это и вызывает беспокойство у Вашингтона. Он внимательно следит за ростом политического влияния Пекина в Эр-Рияде и Тегеране в частности и на Ближнем Востоке в целом. По словам Хелми, есть признаки готовности стран региона, особенно государств Персидского залива, изучить альтернативные варианты будущей архитектуры безопасности, которая объединит основных региональных игроков с международными лидерами во главе с Китаем и Россией.
Комментарии читателей (0):